Гигиенические обоснования пищевых потребностей здоровых детей и подростков

Питание обеспечивает основные жизненные функции организма. К ним, прежде всего, нужно отнести рост и развитие, а также непрерывное обновление тканей (пластическая роль пищи). Далее, с пищей доставляется энергия, необходимая для всех внутренних процессов организма, а также для осуществления внешней работы и передвижения. Наконец, с пищей человек получает вещества, которые необходимы для синтеза организмом соединений, выполняющих роль регуляторов и биологических катализаторов: гормонов и ферментов.

Для осуществления этих функций в различных условиях организму должны доставляться питательные вещества определенного качества и количества. Отсюда вытекает основное требование к рациональному питанию - соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Невыполнение этого требования приводит к отставанию роста и развития детей и к разнообразным заболеваниям пищевой неадекватности.

Выполнение основных законов питания особенно важно для растущего организма: отставание в массе тела, росте, физиологическом и психическом развитии, вызванное нерациональным питанием, не может быть исправлено коррекцией химического состава пищи и увеличением ее количества, так как после достижения определенного возраста эти изменения оказываются необратимыми.

Количественная адекватность питания

С пищей организму доставляется определенное количество энергии, заключенной в химических связях органических веществ. Это количество различно и зависит от многих факторов. Основой для нормирования необходимой в данных условиях суточной калорийности рациона является знание или установление общего расхода энергии детей за этот срок.

Оптимальным является рацион, калорийность которого полностью соответствует энерготратам детского организма.

Энерготраты, организма слагаются из:

а) расхода энергии на поддержание основных жизненных функций организма (основной обмен)

б) специфически-динамического действия пищи - усиления обмена в ответ на прием пищи (СДД)

в) расхода энергии на рост и развитие, отложение тканевых веществ

г) расхода энергии на выполнение работы, на двигательную активность, крик и плач у детей

Общий суточный расход энергии определенной возрастной группы детей может быть оценен фрагментарно с последующим сложением энерготрат во время сна, бодрствования, с учетом СДД, роста и развития.

Чаще основной базой для составления средних величин (шкал) являются наблюдения за действительным потреблением пищи. При этом допускается, что количество ее, потребляемое здоровыми детьми, ведущими нормальный образ жизни и имеющими соответствующие показатели физического и психического развития, представляет их потребность. Иногда в стандартах используются оба эти подхода.

Установленные таким образом величины характеризуют среднюю энергетическую потребность, то есть среднее потребление энергии, достаточное для восполнения ее расхода у здоровых людей определенной категории. Поэтому они могут оказаться несколько более высокими для одних и более низкими для других субъектов данной группы населения.

Для расчета индивидуальной потребности принимают во внимание колебания массы тела, роста, а также более детально учитывают возраст, пол, бытовые условия. Фактический расход энергии может колебаться в значительных пределах из-за изменений величин, его составляющих.

а) Основной обмен - это затраты энергии у человека, находящегося в расслабленном, комфортном состоянии утром вскоре после пробуждения и спустя 14 ч после приема пищи. Расход энергии на поддержание основных жизненных функций для различных возрастных групп детей может быть найден по таблицам стандартных величин или по номограммам.

Следует отметить, что основной обмен не остается неизменным. Он может понижаться под влиянием высоких температур окружающей среды (на 10-15 %), повышаться под влиянием холода (на 20-25 %). Еще более значительное повышение основного обмена наблюдается при несбалансированных рационах питания: расход энергии идет на синтез недостающих в пище ингредиентов, необходимых организму. Это увеличение может достигать 40 %.

Поэтому в ряде случаев прибегают к непосредственному определению основного обмена. Из методов, которые можно применить для этих целей, назовем метод непрямой калориметрии, термоэлектрический, - по объему легочной вентиляции.

Специфически - динамическое действие пищи