Авторитет родителей ограничивался в прошлом тем, что они давали приказания, невзирая на индивидуальность ребенка. В наши дни требования некоторых психологов в пользу детей часто интерпретировались неправильно, вплоть до того, что некоторые воспитатели решили, что ребенку не надо ничего приказывать и ничего запрещать (создалось даже текущее мнение так называемого «антиавторитетного воспитания»).
Правильный подход находится посередине: надо, конечно, уважать существенные нужды ребенка, но одновременно необходим весьма бдительный авторитет, чтобы ребенок осознал пределы своей силы, стал дисциплинированным в виду его эффективного включения в общество. Главный совет психологов относится к формулировке приказов: они должны быть всегда ясными и точными, быть понятными для ребенка, не отменяться.
Награды нельзя понимать в ограниченном смысле (если ребенок выполнит, то или иное указание или будет «умницей», он получит пирожное), так как это может привести к условному поведению.
Здоровая, уравновешенная, ненапряженная атмосфера в семье, с небольшими веселыми празднествами, организованными спонтанно, является самым лучшим стимулом для «подходящего» поведения ребенка.
Наказание необходимо для некоторых детей, которые совершили тот или иной проступок. Нет надобности в телесных наказаниях; ребенок переживает намного острее холодность и индифферентность родителей.
Справедливое и соответствующее провинности наказание освобождает ребенка от чувства виновности. С другой стороны, бесполезные наказания, «разрядка» нервов взрослого, а также и любая другая несправедливость никогда не забываются ребенком.
Запрещается:
а) угроза битьем, если никогда не осуществляется
б) запрещать ребенку есть (как дисциплинарная мера)
в) пугать ребенка страшными сказками
г) обещать наказать ребенка позже (ребенок забывает свой проступок!)
д) обещать награду и не выполнять обещанное
И один в поле воин, если он по-русски скроен