Игра и игрушки - часть основных нужд ребенка

Игра и игрушки являются частью основных нужд ребенка: они доставляют ему аффективное удовлетворение, занимают и не дают ему скучать. Игра имеет также и интеллектуальную ценность, так как посредством игры открываются и стимулируются таланты ребенка. Кроме того она является упражнением на ловкость. Сосредоточенность и увлечение, с которыми ребенок погружается в игру, до самозабвения, наглядно свидетельствуют о значении игры в этом возрасте.

Ребенку нужна свобода в игре. Пусть ребенок сам себе выбирает игру по склонности и настроению. Его следует сдерживать лишь тогда, когда по назначению он может наносить ущерб. Некоторых детей следует незаметно направлять, учить играть самостоятельно. Если ребенок постоянно требует общества взрослого, его инициативность, воображение, творчество не развиваются.

Следует поощрять игру в обществе других детей, близких ему по возрасту. Помимо того, что это для него «интереснее», игра с другими детьми формирует личность ребенка: с одной стороны она учит его сотрудничеству, играть честно, не обманывать, не ябедничать - иначе он теряет своих товарищей (воспитательная роль); с другой стороны, отношения с другими детьми лучше всего устанавливаются посредством игры, подготавливая, таким образом включение ребенка в общность (социальная роль).

Игра на свежем воздухе дает ребенку возможность освободить свой избыток энергии и способствует его закаливанию. Не следует избегать холодных или даже дождливых дней, при условии, чтобы ребенок был хорошо одет.

В этом возрасте многие дети еще любят подвижные игры (бег, качание, тобогган), но в то же время у них появляется интерес к книгам с картинками, к строительным играм, к моделированию; им начинает нравиться вырезывать, клеить, раскрашивать.

Многие дети после 3-х лет выражают желание участвовать в домашних делах (чистить горошек, отрывать фруктовые хвостики, делать печенье вместе с мамой, помогать подметать, вытирать пыль). Эту склонность надо поощрять, так как такая деятельность дает ребенку чувство удовлетворения и гордости и канализирует «игру» к «полезной» практической деятельности.

К 5-б годам ребенку можно поручать небольшие «ответственные» дела. Изредка ему можно давать награды.

Выбор игрушек для ребенка должен делаться с учетом:

  • его умственного возраста по сравнению с реальным
  • пола
  • интересов и способностей

Некоторые дети рисуют в 4 года, как другие в 6 лет, в то время как иные, при одинаковом умственном развитии не умеют рисовать и не проявляют интереса к рисованию.

Не все игрушки имеют воспитательную ценность (наиболее дорогие не обязательно и самые подходящие!). Сложные игрушки задерживают внимание на короткое время, затем ребенок их забрасывает или разбирает, «исследует», большая и дорогая кукла не обязательно понравится больше чем простая, с которой удобнее возиться.

Миниатюрная мебель с посудой, платьица для смены и куски материи для кукол бывают идеалом многих девочек. Они упражняют свой навык в одевании и раздевании куклы, стирают «белье», моют посуду.

Для мальчиков простые модели автомашин, тракторов, самолетов, тачка составляют «машинный парк», в котором детское воображение находит широкий простор.

Самокат, трехколесный велосипед, мяч подходят для игр на свежем воздухе. Для «сидячих» занятий выбираются, как мы уже говорили:

  • книжки для раскрашивания
  • вырезывания
  • простые строительные игры
  • пластмассовая мозаика
  • лото с картинками
  • игры с бусами
  • ручная работа (шитье и тканье, для девочек)

К 6 годам покупаются игры с цифрами и буквами.

Ребенку на надо дарить сразу много игрушек, потому что они ему вскоре надоедают.

Ребенку надо выделить ящик комода, сундук, полку в шкафу для складывания игрушек. Надо требовать (и следить) чтобы после игры он собирал игрушки и клал их на место.

Спорт для гармоничного развития ребёнка 3-6 лет