Игра это не потеря времени; она имеет значение серьезного занятия и является столь же важной для детей, как и работа для взрослого. Для ребенка игра означает возможность повышать свою ловкость, развивать воображение и способность сосредоточиваться.
Таким образом, игра способствует общему развитию ребенка. Родители должны обеспечивать ребенку время и покой для игры, а также снабжать его подходящими игрушками.
Уже начиная со 2-го месяца, когда дети просыпаются, или после еды, особенно в послеобеденные часы, они начинают проявлять внимание и желание общества.
Между 2-м и 4-м месяцем дети любят наблюдать за движущимися и ярко раскрашенными предметами. Когда они бывают на прогулке, они наблюдают листья и тени деревьев; дома они рассматривают собственную руку и рисунки на стенах. Следует вешать ярко окрашенные предметы на верхний край стенок кроватки, но не над носом, а около рук ребенка. Мать может нанизывать на веревочку различные яркие предметы из картона. Большим успехом пользуются некоторые кухонные предметы из пластмассы (чашку, солонки, ложечки), подвешенные на веревочке по краям кроватки.
Способность играть расширяется, как только ребенок научился хватать предметы. С этого времени он начинает искать новые формы игры, которые доставляют ему большее удовлетворение. Ребенок хватает предметы, щупает их, сжимает их в руках, бросает и пробует схватить их снова. Он передвигает предметы во все стороны и все больше занимается ими. В этом возрасте его интересуют главным образом три вещи: погремушка, кубики, палочки.
В связи со смыслом игры появились многочисленные теории. Когда ребенку исполнилось 8-9 месяцев можно легче всего увидеть, что не только избыток энергии или удовольствие, получаемое от деятельности, являются движущей силой игры.
Настойчивость, серьезность и аффективное участие ребенка позволяют полагать, что речь идет о переживаниях фундаментального значения. Точно неизвестно, что происходит в душе маленького существа, но мы предполагаем, что, как и взрослого здорового человека, ребенка удовлетворяют деятельность и успехи, которые приносят ему радость. Следовательно, переживание важнее, чем упражнение, чем образовательная сторона игры.
Игра «захватывания» у ребенка в возрасте 9-10 месяцев показывает его растущую ловкость. Сидя, ребенок может расставлять вокруг себя множество предметов и играть ими по очереди. В возрасте 1 года он может следить за тем, что происходит с игрушками. Он притягивает к себе животное на колесиках и дает ему откатиться, радуется игре с ванькой-встанькой и шуму, который он производит. «Обрабатывает» металлическую коробку деревянной ложкой, с увлечением вкладывает мелкие предметы в более крупные. В этом возрасте рекомендуются сложенные из кубиков пирамиды. Ребенок любит также играть с взрослыми «в прятки».
Игрушки должны всегда быть чистыми, и выбираются таким образом (по форме, величине и материалу), чтобы ребенок не мог ими пораниться.
Для охраны психического развития, ребенку следует давать простые игрушки и не более 1-2 штук сразу. Избыток игрушек так же вреден, как и избыток питания.
Нельзя предоставлять в распоряжение ребенка предметы:
Среди подходящих игрушек можно назвать:
а) В возрасте 2 - 4 месяцев
б) В возрасте 4 - 7 месяцев: предметы для схватывания
в) В возрасте 7 -10 месяцев: грудной ребенок продолжает учиться владеть своими руками. Поэтому игрушки, которые увлекали его в возрасте 7 месяцев, все еще представляют для него интерес:
Теперь он любит комбинировать различные игрушки, как например, складывать кубики, вкладывать один в другой стаканы; иногда ему очень нравится какая-нибудь пустая коробка, в которую он может класть и извлекать по очереди все игрушки.
Манеж является наиболее удобным и надежным местом для ребенка в возрасте 7-12 месяцев, мать которого занята по хозяйству или другими детьми.
г) В возрасте 11-12 месяцев и в начале второго года. В основном, ребенок довольствуется прежними игрушками. Весьма простые предметы предоставляют ему новые возможности для игры. Его увлекает возможность вкладывать один предмет в другой. Компактные или пустые кубики, а также и различная кухонная утварь доставляют ему удовольствие.
Любимым занятием остается опорожнение и «наведение порядка» в ящиках. Ребенку нравятся некоторые крупные предметы, на которые он может влезать или которые он может перемещать. Особенной симпатией пользуются те игрушки, которые он может тянуть за собой при помощи веревочки и которые позволяют ему одновременно ходить и играть.
Ребенка начинают интересовать книги, простые и с красиво раскрашенными животными.
На втором году жизни ребенка увлекают вода и песок; игра становится еще интереснее, когда в его распоряжении имеется несколько простых предметов (сито, лопаточка, грабли, ведро).
Когда, покупаются игрушки следует иметь в виду, что начиная с этих пор и до школьного возраста, ребенок нуждается в игрушках, которые должны отвечать трем условиям: движение, разработка и быть любимыми. Поэтому хорошо подарить в скором времени куклу или медведя.
В особенности после одного года, существование «выставки» игрушек или кукол, как это принято в некоторых семьях, отражается отрицательно на поведении и характере детей.
Если братья на несколько лет старше, игра разрешается, но при следующих условиях: не брать ребенка на руки, не носить его по лестнице, не давать ему ничего в рот. Дети младше 3-х лет могут играть с малышом только под прямым присмотром родителей.
Помещение, в котором играют дети должно отвечать следующим условиям:
И один в поле воин, если он по-русски скроен