Нейро-психомоторное развитие ребенка от 10 до 11 месяцев

Стояние на ножках

Новый заметный прогресс состоит в том, что ребенок стоит на ножках. Ему удается зацепиться за перекладины кроватки или манежа; он пытается подняться и после многих усилий и падений он добивается своей цели: стоит ровно на ножках.

Стояние на ногах присуще человеку. Это наиболее важное завоевание в моторном развитии ребенка и эту победу чувствует и он сам: у него веселое лицо, он с гордостью смотрит вокруг и чувствует себя в какой-то степени равным отцу, матери, своим старшим братьям.

Едва встав на ноги, он начинает радостно вскрикивать, пытается подпрыгивать, поднять руки. Радость и движения ручек превосходят его силы: он может упасть, а падение тормозит и откладывает его попытки.

Не оставляйте ребенка долго стоять на ногах ; если он шатается, поддержите его, утешите его если попытка не удалась; возьмите его на руки, поиграйте с ним, не оставляйте его все время в кроватке, а усадите на высокий стул. Его голени еще слабые и не могут выдерживать долгое время тяжесть тела.

Поддерживаемый сначала подмышками, а спустя 2 - 3 недели только за ручки, ребенок может шагать. Вскоре он сумеет передвигаться, держась за края кроватки, манежа, затем за кресло и таким образом сможет переходить от одной мебели к другой. Все эти попытки сопровождаются многими падениями.

Если ребенок падает с малой высоты, ничего страшного не происходит; если же падение произошло с большой высоты или ребенок упал на твердую плоскость и ударился более чувствительной частью тела (головой, ручкой), ребенок начинает кричать, не перестает плакать и откладывает свои попытки на несколько недель или даже месяцев.

Стояние на ножках и передвижение дают ребенку первое понятие о пространстве.

Схватывание

Как упоминалось выше, ребенку необходимо долгое время, чтобы научиться схватывать предметы. Только теперь ему удается захватывать предметы между большим и указательным пальцами. Благодаря этому достижению он схватывает легкие предметы точно и ловко и ему доставляет удовольствие бросать их. Это дает ему ощущение собственной силы.

Сидя на высоком стуле, он хватает кубик и бросает его. Ребенок хватает один за другим все предметы вокруг него и развлекается, глядя, как они падают. Он ждет похвалы и аплодисменты матери за его новое достижение; сердится, если ему не возвращают упавшие предметы. Получив их снова, подносит их ко рту, разглядывает, затем снова бросает.

Между матерью и ребенком этот маленький маневр становится игрой; нередко окружающие теряют терпение, бранят ребенка, отбирают у него игрушки и покидают его. Это является ошибкой.

Память продолжает развиваться. Ребенок узнает непосредственно окружающие его лица и ищет потерянные предметы.

Практический ум проявляется тем, что ребенок может открывать коробку; он может выполнять простые указания; он открывает рот или протягивает ручку по команде.

Формирование личности

Ребенок все больше превращается в определенную личность. Его предпочтения и отвращения обрисовываются все более ясно и проявляются все более определенно. Некоторые действия он выполняет ловко, но остается неуклюжим при ряде жестов, которые кажутся простыми, но которые ему не удаются.

Родители обязаны следить за всеми физическими, духовными и эмоциональными компонентами, которые определяют личность ребенка. Особенности поведения, которые не нравятся родителям, не должны пресекаться ими слишком быстро; сперва надо пытаться устранить то, что появилось у ребенка помимо их желания. Если ребенок живой, не следует пытаться сделать из него спокойного ребенка, заставляя его сидеть тихо; можно достичь гораздо большего - почти наверняка - предлагая ему игрушку или другое занятие.

Социальный контакт

Ребенок начинает понимать, когда его бранят или хвалят; он выдумывает разные трюки, реагирует согласно своему характеру на малые «приказания» взрослых.

К посторонним ребенок относится (селективно) сдержанно. Он громко смеется или улыбается, выражает удовольствие или неудовольствие, но взрослые могут отвлекать его внимание. Ребенок начинает играть с другими, а не только рядом с ними.

Потребность в обществе

К концу первого года жизни ребенок явно выражает свою потребность в обществе. Он хочет играть в той комнате, где находятся другие члены семьи и ждет, чтобы с ним разговаривали, а если его оставляют одного, он часто реагирует плачем.

Речь

Ребенок произносит цепи парных слогов: «мама», «папа», «тата» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени или когда его просят дать какой-нибудь предмет. Он имитирует звуки, которые он слышит или издает сам, модулирует свой голос: громко, тихо, шепотом. Играет языком, слюной, чтобы производить шум.

Надзор и уход за ребёнком от 10 до 11 месяцев