Физическое и нейро-психомоторное развитие ребенка от 6 до 7 месяцев

Вес тела

Ребенок прибавляет в этом возрасте в весе в среднем 500 г в месяц, то есть 100-125 г в неделю. Эта цифра представляет собой только половину прибавления в весе в течение 2-го или 3-го месяца. Это развитие абсолютно необходимо и нормально. Если грудной ребенок продолжал бы набирать по 800-1000 г в месяц, то в возрасте 10 лет он весил бы 125 кг.

Если мать сравнивает вес своего грудного ребенка с цифрами, приведенными в книгах, она должна помнить, что эти таблицы показывают средние значения, установленные на основе изучения очень многих детей.

У некоторых грудных детей вес тела и кривая веса не совпадает с никакой из этих таблиц.

Было бы большой ошибкой включать в категорию «дистрофиков» или «анормальных» грудного ребенка, который весит на 400-500 г меньше чем сказано в книгах. Дети грудного возраста (и старше), которые все время двигаются, не полнеют.

Следует предпочитать «худого» ребенка, но который все время резвится, у которого упругие мышцы и который редко болеет, «толстому» и «красивому», но малоподвижному ребенку, катастрофически реагирующему на малейшее заболевание!

Общая подвижность

Лежа на спине

Когда мать укладывает живого, сытого и здорового грудного ребенка на спину на горизонтальную и твердую плоскость (лучше всего на стол), он немедленно поворачивается на один бок или на другой. Многим легко удается поворачиваться на живот.

Ребенок может протягивать обе руки, поднимая и голову, чтобы показать желание быть поднятым: если его берут за руки, он подтягивается почти самостоятельно вверх. У него уже не наблюдается преобладание какой-нибудь доминантной модели флексии или экстензии.

Лежа на животе

Лежа на животе, грудной ребенок поднимает голову, переносит свой центр тяжести и сгибает нижние конечности под живот с намерением подняться, но падает обратно. Он постоянно повторяет это новоприобретенное движение. В этом положении ребенок «вращается» вокруг оси, двигается назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-нибудь предмет.

Временами он вытягивает обе руки и опирается на ладони при вытянутом локтевом суставе. Положение симметричное. Таз прилягает к плоскости кроватки, нижние конечности находятся в абдукции (расставлены) и слегка согнуты.

Положение сидя

Если ребенка поднимают при помощи подтягивания в сидячее положение, он сидит заметно стабильнее и способен опираться руками.

Следует ли поддерживать ребенка, когда он уже сидит?

Ребенок научился довольно хорошо сидеть самостоятельно, но он предпочитает, чтобы его поддерживали сзади, если он сидит долго. На 1-2 часа его можно усаживать на специальный детский стул, где у него есть опора для спины и рук, так что он может всецело отдаваться игре.

Вращение, ползание, «ходьба на четвереньках

Следует подчеркнуть, что в моторном развитии ребенка различаются четыре стадии: «ползание», «на четвереньках», «ползать на карачках», «на ножках».

В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями: «поворачивание» (на один или другой бок, на оба, с живота на спину, со спины на живот) и «вращение» вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности.

Большинство грудных детей не в состоянии становиться в положении «ползать на карачках» даже на 7-м месяце. Они пытаются передвигаться при помощи вращения, ползания или на четвереньках (например, чтобы достать какой- нибудь предмет), но эффект бывает чаще всего перемещение назад.

Многие родители пугаются этого перемещения назад (ребенок пятится). Другим детям удается только «вращаться» вокруг себя. Грудные дети счастливы этим новым достижением и повторяют его, вызывая ожесточение и беспокойство всей семьи.

Наблюдается хорошая способность экстензии. Независимо от того, лежит ли ребенок на спине или на животе (в особенности), он тянется каждой частью тела, чтобы передвигаться вперед или назад. Часто, во время попыток передвигаться, некоторым грудным детям удается опираться на вытянутые руки и приводить нижние конечности под живот; это является попыткой перейти от стадии «на четвереньках» к стадии «ползать на карачках».

Поднятие ребенка на ноги при поддержке подмышки

Если мать берет ребенка подмышки и поднимает его на ноги, он упирается в кончики или (реже) на ступки обеих ног, пытается перенять эффективно тяжесть тела и в этом положении сгибает и разгибает последовательно суставы нижних конечностей (колени, бедра, лодыжки). Грудному ребенку удается перенимать тяжесть тела лишь на короткое время.

Мы обращаем внимание родителей на то, что нельзя оставлять ребенка без опоры, а также нельзя пытаться при помощи упражнений форсировать совершенствование этой нейромоторной способности. Грудного ребенка можно оставлять держаться самостоятельно только после того, как он пробует и ему удается ухватиться за сетку кроватки и подняться на ноги.

Тонкая подвижность и хватание

Из любого положения грудной ребенок пробует двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями (часто безуспешно), с тем, чтобы схватывать предметы, находящиеся в непосредственной близости.

Его привлекают главным образом ярко раскрашенные предметы. Он схватывает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которое он выполняет, однако все более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватывать и предметы, находящиеся вне его радиуса действия. По-видимому, глаза желают большего, чем ребенок в состоянии выполнить с моторной точки зрения. Руки разжаты и пальцы готовы для тонкой деятельности. Схватывание предметов напоминает еще плоскогубцы.

Схватив предмет, ребенок разглядывает его («осваивает глазами»). Руки могут соединяться по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие.

Речь

Ребенок произносит первые раздельные слоги: да-да, та-та, па-па, ма-ма. Он издает нюансированные звуки; имитирует, повторяет и изменяет звуки; много и с удовольствием «рассказывает на своем языке».

Социальный контакт

Взгляд начинает быть «доказательным». Это означает установление контактов с окружающим миром посредством взгляда. Ребенок радуется, когда узнает знакомых. Чужих рассматривает с недоверием.

Грудной ребенок кажется застенчивым, но не реагирует непременно «отказывающим образом» по отношению к незнакомым лицам.

Он радуется своему изображению в зеркале. Слушает внимательно и реагирует соответствующим образом на тон голоса (дружелюбный или строгий), то есть радостно или с неудовольствие.

Слух

Ребенок поворачивается к источнику шума. Он слышит и повторяет собственные звуки. Имитирует посторонние звуки.

Зрение и движения глазных яблок

В этом возрасте отмечается хорошая координация мышц глазных яблок и координация рука-глаза.

Ребенок долго смотрит на тот или иной предмет и следит за находящимися поблизости людьми. Он уже не «косит» глазами, но иногда «один глаз отстает от другого» когда он смотрит в сторону.

В заключение, на 7-м месяце продолжается процесс стабилизации и социализации. Большинство грудных детей хорошо сидит, но еще существуют некоторые, которые «шатаются» или «падают» спустя 1-2 минуты, так как еще нуждаются в опоре.

На 1-2 часа их можно усаживать на детский стул или же в кресло таким образом, чтобы между спиной и нижними конечностями образовывался тупой угол.

Благодаря моторному прогрессу, ребенок обретает новые способности исследования окружающей среды.

Контроль движений и положения головы становится хорошим; ребенок поворачивается все увереннее с одного бока на другом; некоторые начинают передвигаться на четвереньках.

Ребенок обладает уже полной способностью зрительных, осязательных и слуховых восприятий.

В этом возрасте некоторые грудные дети становятся робкими и менее общительными, но это не означает обязательно, что они чего-то боятся, а является лишь признаком того, что ребенок начинает устанавливать различия между близкими и посторонними лицами, реагируя соответствующим образом.

Он улыбается дружелюбно хорошо знакомым лицам, к чужим он относится сдержанно. Когда речь идет о враче или о патронажной сестре, которая сделала ему недавно укол, он отчаянно плачет.

Некоторые дети по-видимому не переживают такого периода робости, в то время как у других он сильно выражен. Поэтому с такими чувствами следует считаться.

Ребенка нельзя принуждать соглашаться, чтобы его брали на руки чужие лица, если он показывает, что это ему неприятно. Можно убедиться, что эта робость легко проходит, когда ребенок чаще общается с посторонними лицами, но лучше всего в ограниченном числе и на короткие промежутки времени.

Робость является определенным этапом в развитии ребенка, который можно назвать «селективной общительностью». Если родители с ней считаются и не придают ей слишком большого значения, можно предположить, что в будущем грудной ребенок не будет чрезмерно робким.

Надзор и уход за грудным ребенком от 6 до 7 месяцев