Физическое и нейро-психомоторное развитие ребёнка от 7 до 8 месяцев

Вес тела

Ребенок набирает в весе 400-500 г в месяц.

Общая подвижность

Лежа на спине

Лежа на спине, ребенок уже не остается все время в этом положении, а поворачивается на один или на другой бок, а затем с боку на живот.

Лежа на животе

Лежа на животе, ребенок хорошо контролирует движения головы, хорошо вытягивает руки, туловище и нижние конечности. С положения «на животе» ребенок переходит на «ползание на карачках» вначале еще неуверенно, продвигаясь только «на четвереньках».

Некоторые еще вращаются вокруг собственной оси, а другие пятятся назад

Следует подчеркнуть, что некоторые дети перескакивают через этапы ходьбы «на четвереньках» и «ползания на карачках» и учатся сразу ходить в возрасте около 1 года!

Положение сидя

Грудной ребенок твердо держится в этом положении без всякой опоры, но еще не может переходить из лежачего в сидячее положение; ему удается это делать только между 8 и 10 месяцами.

Можно приобрести для ребенка высокий стул, на который его усаживают, прикрепив полотенцем, которое затягивают вокруг тела в виде хомутика для опоры. Его можно также усаживать в большое кресло: это ему доставляет большое удовольствие, так как таким образом он присутствует при деятельности остальных членов семьи.

Когда его усаживают на горизонтальную плоскость (стол для пеленания, пол, манеж), ребенок держит спинку прямо и хорошо контролирует движения туловища и головы. Ребенок двигается вокруг собственной оси и движения хорошо координированы.

Вставание на ноги

Лишь небольшая часть детей хватается за решетку кроватки и самостоятельно встает на ноги. Зато в этом возрасте нормальный грудной ребенок хватается за руки матери и поднимается на ноги, затем стоит в этом положении, слегка покачиваясь, согнув пальцы ног, как бы пытаясь захватить ими простыню. Так как в этом положении у ребенка нет твердого равновесия, мать подхватывает его подмышки, и он начинает шагать, неуверенно, широко расставляя ноги для опоры, иногда передвигая вперед одну и ту же ногу. Рефлекс схватывания стопы сохраняется.

Тонкая подвижность и схватывание

Ребенок все легче схватывает предметы. Он «набрасывается» рукой, с большой точностью, на желаемый предмет и хватает его между ладонью и большим пальцем (реже мизинцем).

Новый значительный прогресс: он переводит предмет из одной руки в другую и «охватывает» его взглядом. Когда хватает кубик, он держит его таким образом, чтобы иметь возможность хватить и другой (хватает два кубика одной рукой!). Ребенок тянется, пытаясь хватать все окружающие его игрушки; смотрит на упавшие игрушки. Намеренно упускает предметы. Играет во время еды с предметами разных размеров и пытается узнать, что получается, когда он двигает ими или бросает на пол. Если он бросает на пол какой-нибудь предмет и мать его поднимает, ребенок повторяет это действие до тех пор, пока мать не отказывается от игры.

Из любого стабильного положения (лежа на спине, на животе или сидя) ребенок протягивает руку, чтобы хватать предметы. Он пытается достигнуть предметов, находящихся вне его радиуса действия. Руки «открыты» и пальцы готовы для более тонкой моторной деятельности. Руки встречаются по средней линии тела; ребенок играет с руками и ногами. Он щупает и трогает предметы; учится узнавать различные материалы, различать приятные и неприятные поверхности и реагирует на них соответствующим образом.

Речь и социальный контакт

Речь

Ребенок произносит первые двуслоговые звуки: «тата, «дада», «мама», «папа». Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием «рассказывает». Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения или даже ярости. Таким образом, уже недалеко и первое слово. Ребенок хлопает в ладони и, по команде, делает «па-па» или играет «в прятки».

Социальный контакт

Увеличивается контакт с окружающей средой при помощи: взгляда, улыбки, издавания звуков с аффективным оттенком.

Некоторые дети относятся сдержанно к посторонним.

Эмоциональное поведение

Ребенок выбирает себе лицо, с которым он хочет общаться. Мать уже не является единственным партнером.

Ребенок реагирует на запреты или поощрения. Он пытается вызывать желаемые им ситуации посредством ловких тактических маневров; он обнаруживает слабости родителей, обладает любопытством и любит делать открытия; он счастлив, когда ему помогают осуществлять свои желания.

Боязнь перед посторонними лицами

В этом возрастном месяце сохраняются отрицательные реакции в отношении посторонних лиц. Среди врачей-педиатров и психологов не существует единодушия относительно того, является ли эта реакция одним ив этапов процесса психического развития или только характерной особенностью некоторых детей.

Родители замечают, что грудной ребенок проявляет застенчивость к чужим; он смотрит на их лицо, затем поворачивает взгляд к своим близким как бы желая убедиться, что знакомые ему лица находятся возле него.

Если чужой человек хочет подойти поближе к ребенку, последний пугается, отворачивается и прижимается к матери или к отцу. Родители замечают, что в этом возрасте грудной ребенок с трудом допускает строгие, грустные лица и в особенности слишком шумных людей.

Его не следует брать на многолюдные встречи; вид новых лиц вызывает беспокойство. Боязнь перед посторонними лицами выражается более шумно, когда она сочетается с отсутствием матери (ребенка оставляют в комнате наедине с совершенно чужим лицом или же мать исчезает в магазине, а кто- нибудь чужой подходит к коляске и обращается к ребенку).

По-видимому, ребенка пугает не чужое лицо само по себе, а то, что оно делает. Так, например, ребенок улыбается и «отвечает» чужому пока он сохраняет должное расстояние; если чужой его трогает, ребенок протестует. Такая реакция вполне оправдана. И взрослый был бы шокирован, если чужой человек вдруг бросился бы ему на шею. Перед тем как соглашаться на доказательства симпатии физического порядка мы хотим сколько-нибудь узнать того, с кем имеем дело.

Если позволять ребенку смотреть - через материнское плечо - на чужие лица в автобусе или на улице; если давать ему возможность прятаться и выглядывать из-за юбки матери; если разрешать ему подходить самому к привлекающим его чужим лицам (так как любопытство сильнее страха), ребенок будет легче сближаться с посторонними. Таким образом, он привыкает к социальному контакту, полезному для ребенка, который становится доверчивее и начинает проявлять интерес к «новым лицам».

Слух и локализация звуков

Ребенок прислушивается к шуму и поворачивается к источнику звуков. Он отрицательно реагирует на неприятный шум.

Зрение и движение глазных яблок

Существует хорошая координация движений глазных яблок. Ребенок следит за предметами во всех планах. Косоглазие отсутствует.

Как воспринимает ребенок время

Взрослым не легко понять, каким образом постигает ребенок понятие времени, но вполне вероятно, что он его воспринимает по течению 24 часов:

  • по чередованию дня и ночи
  • бодрствования и сна
  • шума и тишины
  • голода и сытости
  • деятельности и покоя

Создаются модели ритмов, которые воспринимаются как посредством внутренних ощущений, так и посредством внешних раздражений.

Так например, как только ребенок миновал 6-7 месяцев, он «чувствует», что утро или вечер это «время» кормления, или прогулки, или прихода домой отца. Время ребенка организуется тем лучше, чем точнее удается матери адаптировать его внутренний ритм (например, потребность в пище) к его внешнему расписанию (час кормления) и что такое совпадение имеет благоприятный эффект.

Как строится пространство

Для ребенка понятие пространства вырабатывается, по-видимому исходя от ощущения и восприятия собственного тела, что позволяет различать себя от того, что является посторонним; сперва мать, затем остальные близкие существа, предметы, кроватка, комната. И в этом отношении мать является тем лицом, которое своим присутствием дает ребенку не только чувство собственных предметов, но учит его также познавать мир.

Пространство ребенка строится по отношению к матери, которую он видит и слышит, как она двигается, видит ее лицо вблизи и издалека, слышит ее далекий или близкий голос, теряет и снова находит ее всякий раз.

Во время прогулки в коляске ребенок обнаруживает улицы, автомобили, дома. Ему следует давать игрушки, маленькие предметы, которые он хватает, теряет, снова находит с помощью взрослых и таким образом постепенно начинает постигать их очертания, консистенцию (твердый - мягкий), вес (тяжелый - легкий), затем их цвет, и за несколько месяцев сможет давать им имя.

Мать не должна думать, что ей следует брать на себя роль «учительницы». Познание самого себя, живого и неживого мира разрабатывается у ребенка благодаря тому, что мать его кормила, ласкала, меняла ему пеленки, разговаривала и играла с ним. Это познание проходит очень глубокие пути, более близкие к инстинкту, чем к разуму.

Надзор и уход за ребенком от 7 до 8 месяцев