Критерии оценки нейропсихического развития

В то время как для оценки процесса роста учитываются преимущественно количественные сдвиги, оценка развития ребенка основывается на наличии качественных и функциональных перемен. Чтобы судить о той или иной ступени развития, нужно взять под наблюдение те органы, структуры и функции, которые имеют особое значение для соответствующей ступени (например, дифференциация головного мозга, развитие функции двигательного аппарата). Действительное развитие происходит лишь при активном контакте с окружающей средой в форме интеграции, упражнения, обучения, познания.

Поэтому при оценке нейропсихического, умственного и аффективного развития, а также при управлении им, семье оказывают помощь врач-педиатр, психиатр и психолог.

Кроме того, в период грудного возраста в этом деле принимают участие патронажные сестры; в дошкольный период ведущую роль играет персонал детсада (воспитательницы), а в школьном возрасте, помимо преподавательского состава, о развитии подрастающего поколения заботятся массовые - детские и молодежные - организации (спортивные клубы, летние лагеря, любые официальные или неофициальные юношеские коллективы).

Мы сочли целесообразным рассказать родителям о том, как следует вести наблюдение за реакциями и умениями ребенка по отдельным аспектам (сторонам) развития. Наблюдение, описание и учет ступеней развития должны быть детальными. При этом, однако, нельзя упускать из виду то обстоятельство, что любой ребенок развивается как целое и что отдельные стороны развития представляют собой диалектическое единство.

На основании данных, сообщаемых родителями и получаемых путем тщательного обследования ребенка, врач составляет себе общее представление о стадии его развития. Требуются неоднократные контрольные обследования для получения совокупности достоверных данных, опираясь на которые можно ставить правильный диагноз и давать соответствующие советы.

Развитие ребенка представляет четыре аспекта:

  • развитие моторики (двигательных функций)
  • развитие перцепции (функций восприятия)
  • развитие речи
  • развитие социального поведения

Моторика

Под понятием моторики подразумевается как общая моторика, то есть удерживание известной позы и ортостатизма (стояния на ногах), так и тонкая моторика, то есть движения рук и пальцев, работа фонаторной (голосовой) и мимической мускулатуры.

У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Посредством этой моторики грудной ребенок «воспринимает», в буквальном смысле слова, окружающий его мир.

Нормальное развитие моторики служит предпосылкой безболезненного включения в среду и приобретения опыта и новых умений. О двигательном поведении можно судить, наблюдая и исследуя позу тела в целом и каждой его части в отдельности (головы, туловища, конечностей), произвольные движения и рефлексы. По миновании грудного возраста нужно, кроме того, следить за тем, как выполняет ребенок те или иные выученные движения. Если последние исследуются в стандартных, воспроизводимых условиях, речь идет о мотометрических тестах. Под развитием статики понимают ту сторону моторики, которая служит для овладения ортостатизмом и ходьбой. Нередко применяют общий термин «статомоторное развитие».

Речь и социальное поведение

Речь являет собой совокупность фонаторных (голосовых) функций, от плача (крика) и гуления грудного ребенка до произвольного пользования речью.

Социальное поведение включает поведение ребенка по отношению к родителям, прочим лицам (взрослым или детям), а также его реагирование на социальную среду. В главе, посвященной грудному ребенку, мы пользуемся термином социальный контакт, который правильнее отражает ограниченные рамки социального развития в первые месяцы жизни.

Перцепция

Перцепция (восприятие) представляет собой комплексный психический процесс, при помощи которого ребенок (и взрослый), через посредство органов чувств, познает предметы, явления и изменения внешней среды, улавливая их практическую значимость.

В перцепции важнейшую роль играют не только ощущения, но и движения, как при сенсорном исследовании, так и при обращении с соответствующими предметами.

К сфере перцепции относятся также процессы дифференцировки, мышления, запоминания, которые способствуют регуляции действий. В перцепторном акте происходит избирательное сопоставление и интерпретация прежнего опыта и потребностей данного момента для выработки надлежащего отношения к наличной ситуации. За исключением первых недель жизни, у ребенка происходит не пассивная реакция на средовые раздражители, а как правило - процесс активного взаимодействия с окружающими предметами.

С возрастом перцепция усложняется и становится все более точной как при простом наблюдении окружающего мира, так и при той или иной конкретной деятельности. Судить о развитии перцепции можно, наблюдая ребенка в его обычной среде, а также проводя испытания в специально созданных ситуациях и в воспроизводимых условиях, что дает возможность делать объективные сравнения.

Психология ребенка

Что касается психологии ребенка, то в этой сфере нельзя говорить о какой-то единой и твердо установленной истине. Психомоторное развитие ребенка представляет собой сложнейший вопрос, весьма актуальный и активно разрабатываемый, но волнуемый расхождением во мнениях по многим частным аспектам.

Познавать это развитие по четко разграниченным и закономерно сменяющим друг друга периодам (Валлон) или стадиям (Пиаже) означает изучать ребенка в поступательной динамике. Расчленение жизни на периоды является потребностью человеческого ума, стремящегося понимать и находить объяснения.

Стадии биологического развития действительно существуют, но они характеризуются очень большими индивидуальными различиями. Помимо того обстоятельства, что любой ребенок имеет свою особую наследственную основу, вследствие чего наблюдаются морфофункциональные вариации в весьма широких пределах, нельзя упускать из виду влияние окружающей среды (семья, жилище, питание, природные факторы, патронажные и воспитательные учреждения).

Кроме моторики, речи, перцепции и социального поведения, в психическом развитии ребенка важно учитывать умственные способности и аффективную сферу. По мере подрастания ребенка, приемы и критерии оценки становятся все более разнообразными и сложными, включая графическое общение, способность суждения, социальную адаптацию.

Диагностику физического и особенно психического развития нужно доверить специалистам (педиатру, психиатру, психологу, педагогу, воспитательницам, преподавателям). Родители должны оставаться в роли наблюдателей (добывающих необходимые для диагностики данные), заботясь об удовлетворении потребностей ребенка в питании, ласке, воспитании и гигиеническом уходе.

У детей старшего возраста оценку (по зачету на переходных экзаменах, по способности к соревнованию на равных конкурсах, по умению включаться в жизнь коллектива) дают преподавательский состав и молодежные организации. У детей всех возрастов в последнее время применяются разнообразные тесты; тестирование проводится специалистами.

Тесты

Данный термин имеет английское происхождение и был введен в психологию Кзтеллом. Тест представляет собой испытание, состоящее в выполнении тождественного для всех испытуемых задания. Последующее определение успеха или неуспеха в выполнении теста, а также оценка успешности в виде численного обозначения проводятся по строго разработанным правилам.

Тесты позволяют оценить усвоенные знания (педагогические тесты) или нейропсихическое развитие (тесты на моторику, на умственное развитие, на аффективность).

В последнее время широко применяются тесты по профессиональной ориентации. Проведение тестов на детях способствует раннему выявлению способностей и дарований. В психологии цель тестирования заключается в получении, за короткий срок, точной (поддающейся количественному выражению) и объективной (не зависящей от субъективности экспериментатора) информации о психических чертах испытуемых.

В качестве средств измерения, психологические тесты должны иметь следующие непременные достоинства:

а) надежность, то есть свойство одного и того же теста давать тождественные результаты при его повторном проведении на одном и том же испытуемом;

б) чувствительность: тот или иной тест обладает большой или меньшей чувствительностью в зависимости от того, предусматривает ли он большее или меньшее число ступеней при классификации испытуемых по разрядам;

в) валидность, то есть свойство теста измерять действительно то, что требуется оценить.

Понимание проблем детского возраста