Питание ребенка в возрасте 3-6 лет

За исключением спиртных напитков, перченных или острых блюд и некоторых консервов, ребенок в возрасте 3-6 лет может есть почти все. Однако некоторые дети не в состоянии этого делать. Их вкусы ограничены, некоторые блюда им не нравятся. Аппетит очень переменчив от одного ребенка к другому: одни едят любую пищу, много, пять раз в день (три основных кормления и два дополнительные закуски); другие едят только три раза в день; а третьи едят так мало, что окружающие даже удивляются «чем они живут».

Учитывая вкусы и аппетит ребенка, проявляя понимание и терпение, можно избежать отсутствие аппетита, столь часто наблюдаемое в этом возрасте.

Единственный ребенок, которому оказывается чрезмерный уход, больше других подвержен опасности. Если исполняются все его желания или же, наоборот, если его принуждают есть, он в конце концов отказывается от всего или предпочитает только одно какое-нибудь блюдо. Если такого ребенка отдают в детский сад или если он попадает в многодетную семью, то он ест «все» и «без разбора».

В этом возрасте ребенок легко поддается внушению; болезнь взрослых («боли в желудке», ограничивающие диеты) производит на него сильное впечатление, он начинает ссылаться на страдания взрослого и отказывается есть. Перед тем как прибегнуть к различным лекарствам для «стимулирования аппетита», родители обязаны проверить, не идет ли речь только об ошибках, совершенных ими.

Переедание является также опасностью. Тучность очень редко обусловлена эндокринными заболеваниями. Чаще всего дело в чрезмерном подвозе калорий благодаря обилию мучных и сладких блюд.

Пища ребенка должна быть разнообразной (мясо, молоко, сыры, яйца, фрукты, овощи), вкусно приготовленной и красиво поданной.

Ребенка надо постепенно приучать мыть самому руки, пользоваться ложкой, а в 4-5 лет и вилкой.

В воспитании навыка самостоятельно и правильно есть, взрослые играют важную роль: ведь ребенок им подражает. Чрезмерное покровительство родителей и в особенности некоторых бабушек путем «обслуживания» и «понукания» ребенка, указывая ему, сколько и как есть, задерживает образование навыка самостоятельно есть и бесполезно продлевает прием пищи.

Жидкости можно давать как между, так и во время кормлений, по просьбе ребенка. В основном ребенок нуждается, по крайней мере, в 1 литре жидкости в день (как таковой или включенной в другие продукты). Ребенок должен иметь свой собственный стакан.

Расписание кормлений

Утренний завтрак дается сразу после пробуждения. Вообще он такой же как и у взрослых. Детям, привыкшим просыпаться рано, дается более плотная еда (молоко, простое, с цикорием или какао, а также и бутерброд с маслом и медом или вареньем), а детям, просыпающимся позже - более легкий завтрак (стакан молока, простого или сваренного с каким-нибудь мучным изделием; чай с хлебом). Для детей, получающих утром более сытную еду (яйцо, ветчину), обед должен подаваться позже и быть менее обильным.

Обед состоит из супа или борща, за которым следует мясное блюдо и заканчивается фруктом, компотом или пирожным. Многие дети принимают и съедают все с удовольствием. Другие насыщаются супом или борщом и отказываются от второго блюда, которое по существу является наиболее ценным с точки зрения питательности. Для таких детей мы возвращаемся к нашему совету давать сперва второе блюдо, более питательное, а суп или борщ давать в чашке во время или после обеда. В отсутствие мяса или рыбы следует давать сыр с мучными изделиями, овощи.

Для капризных детей можно применять следующую систему: бутерброд, приготовленный из тонко нарезанного хлеба, на который накладывается тонкий кусок холодного жаркого, ветчина с маслом или без него, стакан холодного молока и фрукты.

Многие дети отказываются от супа и от хлеба, причем родители очень тревожатся из-за этого. Лучше заменить их чем-нибудь другим. Долгое время придавалось слишком большое значение супам в детском питании!

Второй завтрак, в 10 часов утра, необязательный. Вообще надо давать легкопереваримые продукты. Полдник дается в зависимости от аппетита и от вкусов ребенка, а также и в зависимости от часов, когда подается обед и ужин (фруктовый сок, стакан молока или простокваши, бутерброд или домашнее печенье).

Ужин. Желательно, чтобы ребенок ужинал вместе со всей семьей. Отец должен делать все возможное, чтобы являться домой вовремя, с тем, чтобы хотя бы вечером (за столом, при укладывании спать) ребенок чувствовал неразрывную общность семьи: «МАТЬ-РЕБЕНОК-ОТЕЦ».

Среди питательных продуктов показаны главным образом молоко и его производные (сыр, кашкавал, простокваша); следует избегать сладости и кондитерские пирожные.

Ужин должен быть одинаковым для всей семьи: мясо, молоко и/или дериваты, овощи, десерт. Ребенок может есть все и наравне со всеми!

Привычка быть чистоплотным и хорошо вести себя за столом

До 3-х лет взрослые очень снисходительно относятся к тому, как ребенок ест: он разливает из ложечки, неправильно держит ложечку, хватает еду пальцами, разливает из чашки или из ложки, когда подносит еду ко рту, крошит хлеб и бросает крошки на пол, шумно пьет жидкости. Между 3 и 6 годами родителям уже не следует быть снисходительными к неловкостям, капризам и недисциплинированности во время еды.

Разумеется, речь идет не о резкой перемене отношения. Спокойно, без насмешки, без выговоров ребенку надо показывать, как держится ложка и берется чашка, как пить без шума, как жевать с закрытым ртом. Все успехи ребенка надо хвалить, но неудачи не следует осуждать слишком строго. Очень важно, чтобы все члены семьи ели правильно, так как «хорошие манеры» не усваиваются путем советов, нравоучений или замечаний, а только на живом примере.

Инстинкт подражания у ребенка помогает ему усваивать указания взрослых. Чрезмерная настойчивость вызывает резкое сопротивление ребенка. Но таким инцидентам не следует придавать слишком большого значения. Если родители (и в особенности бабушка и дедушка) изменяют свои «методы», со временем такие реакции станут все более редкими.

Прием пищи играет также и социальную роль, так как он обусловливает объединение и общность между собравшимися. Часы приема пищи являются предлогом для встречи всех членов семьи, предлогом для обмена мнениями и впечатлениями, для лучшего взаимопонимания, для установления более тесных духовных связей.

Многие расстройства аппетита ребенка в этом возрасте объясняются ошибками, допускаемыми в связи с застольным «церемониалом»:

а) нервное напряжение

б) плохое настроение, которое превращает обед в повинность, вместо радости

в) за общим столом, ребенку подается другая еда, чем взрослым

г) принуждение ребенка есть по врачебным «предписаниям» (например, родители отказываются давать ему пить воду за столом)

д) отсутствие комфорта для ребенка (слишком низкий, или слишком высокий стул, продолжительное пребывание за столом, жесткость родительских «манер»)

е) попытка вести разговор таким образом, чтобы ребенок не слышал или не понимал

ж) выговоры, адресованные ребенку за то, что он «некрасиво ест» или «не был умницей в течение дня»

Ребенку следует привить навык всегда умываться перед и после каждого приема пищи, а также и мыть зубы после каждой еды. Это совсем не трудно, если так же поступают и окружающие ребенка взрослые.

Вопросы, связанные со сном ребёнка 3-6 лет