Подражание взрослым в возрасте от 3 до 6 лет

Ребенок стремится устранять все сомнения путем победы добра над злом. Это полностью соответствует его желанию вести себя таким образом, чтобы быть по вкусу родителям, воспитательнице, старшим детям.

Ребенок всегда ждет согласие и/или похвалу родителей и пытается нравиться окружающим. Он подражает взрослым в своих играх «в маму и папу», «в доктора», «в милиционера». В своем воображении он видит себя взрослым и героем. Он гордится своими родителями и способен плакать или драться, если кто-нибудь скажет о них плохое.

Ребенок осознал, что он самостоятельное существо. Теперь он пытается вообразить, кем он хочет стать. Поэтому вполне логично выбрать своим идеалом людей, находящихся в непосредственной близости, конечно в том случае, когда родители не ведут себя настолько плохо, что ребенок не может выбрать их своим жизненным идеалом. Эта «фаза идентификаций» (отождествления) продолжается несколько лет и находится в непрерывном превращении.

Идентификация с родителями укрепляет веру в себя ребенка. Он пытается делать все также само или даже лучше, чем они. Он бегает вместе с ними и радуется, когда ему удается их перегнать.

В 3-3,5 года ребенок уже усвоил понятия «надо» и «можно». Иногда он хвастается, преувеличивает, употребляет «большие» слова. Все это - попытки быть как взрослые. Он чувствует себя взрослым и хочет пользоваться всеми привилегиями взрослого: не ложится рано, смотреть телевизионную программу вместе со всей семьей, ходить в гости, есть большой ложкой, пить из чашки.

Отождествление с другими ролями. Театр.

После отождествления с родителями ребенок начинает проявлять растущий интерес ко всяким ролям. Он любит надевать разные костюмы, играя соответствующие роли. Самыми любимыми являются главные роли и блестящие костюмы. От игры „в маму и папу» ребенок переходит к другим, пытаясь проделать все, что делает взрослый человек.

После 4-5 лет он хочет играть и другие роли (животных, которых он видит сквозь призму собственных взглядов и желаний: «кто кого ест?»; «кто самый сильный?»; «кого любят, ценят?») или роли персонажей некоторых фильмов (Тарзан).

На 6-м году жизни развитие малого ребенка завершилось, ребенок владеет без труда всеми двигательными функциями. Он может выполнять произвольно все движения, даже самые тонкие и сложные. В психическом и духовном плане намечается период стабилизации и гармонии. Ребенок учится управлять своей волей. Он понимает обоснованность определенных заданий, хотя и продолжает часто задавать свои вопросы «почему», интересоваться возможными последствиями и результатами.

Но в этом возрасте становится возможным настоящее каузальное мышление, помогающее ребенку понимать мотивировку и способ действий. Таким образом, ребенок усваивает новую систему отношений. Он может поступать разумно, его представление о мире становится более реалистичным, проблематика более конкретной.

Логическое мышление и планирование

Шестой год жизни можно определить как фазу экспериментирования запланированных действий. Ребенок непрерывно открывает факты и законы, противоречащие его импульсам и воле. Еще недавно он думал, что может получить любую вещь, как только он ее пожелает. Теперь ребенок обнаруживает, что многие вещи недоступны и невозможны; он начинает думать, выбирать и планировать.

В своих рисунках он хочет воспроизводить предметы, которые «существуют»; проявляет интерес к строительству, к законченности. Часто бывает, что ребенок говорит: «сначала я должен закончить это». Лучше всего планирование выступает в творческой деятельности. Ребенок обдумывает заранее, намечает, что именно он хочет нарисовать, вылепить или построить, ищет наиболее подходящее средства, чтобы добиться наилучшего результата. Он начинает понимать цену и возможности денег.

Обязанности и ответственность

Многие дети требуют в этом возрасте, чтобы им давались небольшие поручения и очень радуются оценке и похвале в тех случаях, когда они проявили находчивость, рассудительность.

Доверие, оказываемое ребенку, является мощным стимулом в его развитии, которое будет положительно проявляться одновременно с поступлением в школу. Ребенок хочет научиться читать часы, буквы алфавита и цифры. Это желание следует поощрять, но вместе с тем ребенка не надо перегружать.

Сомнения и критика

Ребенок начинает выражать сомнения и критику в отношении вещей, которые еще недавно он считал «хорошими». Родители не должны стремиться сохранить во что бы то ни стало веру в «деда Мороза», в «добрую фею» если ребенок начал сомневаться в их существовании.

Часто бывает, что слушая сказку, ребенок высказывает замечания вроде того, что «невозможно бежать по воде, утонешь!». Начинает появляться и самокритичное отношение к себе. В этом возрасте ребенок начинает судить о своих действиях, например, он предвидит, как будут реагировать родители: похвалами, критикой или наказанием.

Вехи запретов, установленные родителями и воспитателями, как и все, что ребенок видит у родителей, намечают первые очертания сознания и становятся внутренним руководством для собственных действий. Ребенок склонен считать неоспоримо справедливыми указания, данные родителями или воспитателями; это является частью его новооткрытой действительности, и придают ему уверенность и опору.

Питание ребенка в возрасте 3-6 лет