Поведение ребёнка от 2-х до 3-х лет

а) Возраст вопросов. Начиная с 3-го года жизни, а также и в последующие годы прогрессу речи благоприятствует так называемый «возраст почемучек». Посредством терпеливых ответов на вопросы «что это?», «почему?» родители должны содействовать созданию внутреннего равновесия ребенка, уверенности в себе и явных прогрессов в отношении способности общения и познания.

б) Воображение становится все более живым и красноречивым. В этом возрасте намечаются индивидуальные особенности в зависимости от способностей и окружающей среды. У одних воображение кажется скудным: они едва осмеливаются покидать верную почву реальности; другие фантазируют в удивительно пластичных и живых образах. У последних существует тесная связь между миром чувств и миром желаний, что может порождать разные сказки, вымыслы. Некоторые родители пугаются, усматривая в этом предрасположение ко «лжи».

По мере повзросления ребенок убеждается в том, что его истории и рассказы должны быть правдивыми. Но пока что он не может устанавливать различия между действительностью, фантазией, видимостью и правдой. Для ребенка, все, что его внутренне занимает является реальностью.

в) Первая стадия упрямства (носящая это название в отличие от второго «конфликтного» периода, возникающего в возрасте 12-13 лет). Некоторые авторы ставят под сомнение правильность этого названия, так как «упрямство» часто ассоциируется с отрицательным значением.

Речь идет скорее о периоде испытания или настойчивости с целью консолидации пробуждающейся воли, причем подчеркивается главным образом положительный аспект этого приобретения для общего развития ребенка. Отрицательные реакции ребенка становятся действительно более частыми, особенно по отношению к еде, засыпанию и привычке к чистоплотности. Этот негативизм происходит благодаря ошибкам и в особенности непреклонности родителей.

Согласно другим авторам, ребенок очень часто проявляет упрямство без определенной причины. По-видимому, он только пытается установить, насколько он может сопротивляться, говорить «нет», отказываться делать то, что от него требуется. В действительности, для ребенка это серьезный вопрос утверждения собственной личности. Возможно, что тогда, когда он не уступает и не покоряется другим, ему хочется выяснить любят ли его еще родители.

г) «Консервативность». Тесно связана с этим периодом отрицания («нет») весьма сильно выраженная консервативная тенденция ребенка, которая может принимать смешные формы или явного упрямства. Ребенок проявляет чрезмерную заботу о том, чтобы все делалось одинаково.

Еда, одевание, укладывание спать, соблюдение чистоты - все должно происходить определенным образом, по одному и тому же ритуалу. Мать должна класть вещи на место, хотя сам ребенок не проявляет особой склонности к порядку. Требования ребенка относятся только к окружающим. Сказка, которую рассказывают ребенку перед сном, должна воспроизводиться в точности, как в предыдущий вечер. Таким образом, ребенок проверяет «добросовестность» других и наслаждается собственными знаниями. Неизменность этих действий вызывает у ребенка чувство прочности, тепла и душевного спокойствия.

д) Третий год жизни настолько полон противоречий, что нет ничего удивительного в том, что перечисленные трудности преодолеваются нелегко. Здесь необходимо большое терпение и понимание со стороны взрослых. Большинство детей оказываются восприимчивыми к похвалам и критике. К тому же, несмотря на свою консервативность, они проявляют живой интерес ко всему новому, к разнообразию.

Нежность и доверие чередуются с моментами полного отказа сотрудничать и даже враждебности. Желание действовать независимо в любом случае становится все более выраженным; ребенок часто твердит «могу и сам».

Игра является отражением, но и стимулом всех новых достижений. Игра может быть и коллективной. Все же большинство детей в возрасте 2-3 лет предпочитают играть одни или с взрослыми.

Родители должны пытаться участвовать как простые товарищи по игре, а не выступать как ведущие. Комната, к которой ребенок привык (и даже вся квартира), более не удовлетворяет его потребность в движении и в просторе. Парк, двор, садик предоставляют ребенку простор и остальные условия, чтобы развернуться вволю (он бегает, взбирается, валяется, кружится вокруг самого себя до головокружения).

Если в некоторые дни его держат дома, он становится раздражительным, грубым, плохо спит, шумит, у него бывают припадки плача. Когда его усаживают на более высокий стул, он все время болтает ножками и крутится во все стороны. Попытки заставить его сидеть спокойно воспринимаются как своего рода наказание. Все домашние должны по очереди «дежурить» около него сопровождая или присматривая за ним.

В игре ребенка отмечается переход от простого орудования игрушкой к играм с участием воображения, когда включаются элементарные символы и прибавляются схемы поведения. Ребенок притворяется, что говорит по телефону, читает, пишет, пьет из кофейной чашки, усыпляет медвежонка, делает уколы матери.

Это новая стадия, так как в ней содержится больше чем простое подражание. Во-первых, ребенок способен признавать символ, который олицетворяет данный предмет, а также и его функцию: телефон, книга, чашка. Во-вторых, ребенок ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ с взрослым лицом или со старшим братом или сестрой.

У него появляются предпочтения к определенным рассказам, и он требует, чтобы их повторяли. Он становится восприимчивым к музыке, ритму, мелодии, к детским песням, к играм, сопровождающимся музыкой. Поэтому с ребенком следует петь и танцевать.

Со временем ребенок начинает все больше искать общества других детей. Как бы не старались взрослые, они не могут стать подходящим товарищем в играх ребенка. Ребенок всесторонне, развивается и воспитывается в общении с другими детьми.

Надзор и уход за ребёнком от 2-х до 3-х лет