О процессе роста детей можно судить, регулярно измеряя у них длину тела и вес.
Средние темпы роста в длину составляют:
В течение детства отношение длины тела к весу, а также пропорции разных частей тела меняются. Изменение этих соотношений протекает, в общем плавно, однако в периоды особенно ускоренного роста становится хорошо заметным. Наиболее значительные сдвиги пропорций от рождения до полового согревания касаются размеров головы по отношению к длине тела.
У грудного ребенка отношение голова: рост составляет 1:4, в то время как у взрослого это отношение равняется 1:8. Конечности у грудного ребенка относительно коротки и мускулатура на них развита слабо. Пропорции конечностей претерпевают существенные изменения в период, предшествующий половому созреванию. С одной стороны, в этом возрасте рост массы головного мозга (а следовательно и черепа) уже закончен, а с другой стороны, в препубертатном и пубертатном периодах конечности растут особенно быстро.
За последние 50-100 лет в большинстве индустриализированных стран отмечено увеличение средних показателей длины тела и веса у детей. Речь идет о процессе, известном под названием «векового роста» или акселерации. Вес и длина тела при рождении существенно не изменились. Отмечено однако, что к концу первого года жизни, нормально вскармливаемые и пользующиеся правильным уходом дети весят больше и имеют рост на 5 см выше, чем в начале века. Факторы, обусловливающие этот вековой процесс, имеют как социальную, так и биологическую природу.
Принято считать, что на акселерацию роста оказывают влияние по-видимому следующие перемены:
Увеличение средней длины тела сопровождается более ранним половым созреванием. То обстоятельство, что это раннее созревание не коррелируется с ранней же нравственно-этической зрелостью, ставит перед обществом, родителями и воспитателями целый ряд щекотливых и трудных задач.
Средняя длина тела ребенка:
Измерение роста грудного ребенка проводится раз в триместр, причем для получения точных результатов в нем должны участвовать два лица.
В медицинских учреждениях измерение производят с помощью специального ростомера, приспособленного для учета роста лежа. Он представляет собой доску длиной в 1 м, несущую сборку деления в сантиметрах, а на одном конце - неподвижно укрепленную под прямым углом к ней дощечку. Вдоль градуированной доски скользит другая - также перпендикулярная к ней - дощечка, служащая передвижным указателем.
Застилают доску чистой пеленкой, затем укладывают на нее обнаженного ребенка. Одно из лиц, производящих измерение, удерживает голову ребенка так, чтобы она упиралась в неподвижную дощечку; другое же лицо удерживает ноги ребенка в вытянутом положении, слегка нажимая одной рукой на его колени, а другой рукой придвигает подвижную дощечку вплотную к подошвам.
Рост ребенка определяют по нанесенным на доску делениям, причем нужно следить, чтобы подвижная часть не сместилась. Если измерение роста производится в семье, ребенка укладывают в распрямленном положении на какую-либо твердую горизонтальную плоскость, например на застланный пеленкой стол. К голове и подошвам вплотную придвигают по одной книге, позаботившись о том, чтобы ноги были полностью вытянуты, затем с помощью сантиметровой ленты измеряют расстояние между обеими книгами, которые взрослый придерживает руками.
С 2-летнего возраста измерение роста производится в положении стоя. Ежегодно, когда празднуют день рождения ребенка, рост его отмечают обычно на дверном косяке. В диспансере и детских учреждениях пользуются вертикальным ростомером.
Рост разных частей тела. Размеры различных частей тела и их пропорции у грудного ребенка иные по сравнению с ребенком старшего возраста и взрослым. Измерение окружностей имеет очень большое практическое значение, особенно в первые годы жизни.
Окружность головы измеряют, обхватив ее сантиметровой лентой через лобные бугры спереди и затылочный бугор сзади.
Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой, которую проводят на уровне сосков спереди и на уровне нижнего угла лопатки - сзади.
У детей старшего возраста показатели окружности груди учитываются на вдохе и выдохе. При рождении окружность головы на 2 см превышает окружность грудной клетки; к годовалому возрасту они уравниваются.
Окружность живота определяют на уровне пупка.
Конечности, сравнительно короткие при рождении, растут быстрее после 6-месячного возраста (верхние конечности по темпам роста превосходят нижние). У новорожденного средняя горизонтальная линия проходит на уровне пупка, в то время как у взрослого она расположена на высоте лонного сочленения.
Цифровые показатели веса грудного ребенка имеют лишь ориентировочное значение. Средняя прибавка веса (после выравнивания физиологической потери веса, наступившей в период новорожденности), составляет:
- в первые 3 месяца - 25г в сутки (750г в месяц)
- от 3 до 6 месяцев - 20г в сутки (600г в месяц)
- от 6 до 9 месяцев - 15г в сутки (450г в месяц)
- от 9 до 12 месяцев - 8-10г в сутки (250 300г в месяц).
Вес удваивается в течение 5-го месяца (иногда даже и ранее) и утраивается к 12 месяцам. Ребенок, имевший при рождении 3000 г, весит примерно 6000 г в 5 месяцев и 9600-10 000 г в годовалом возрасте.
Небольшие отклонения от этих нормальных цифр не имеют значения. Более существенная разница, однако, указывает на отставание в процессе роста. Поэтому ребенка следует регулярно, в «патронажные дни», доставлять в детскую поликлинику для контроля веса.
Считаем необходимым подчеркнуть, что вышеприведенные цифры представляют собой средние значения, которые наблюдаются лишь у немногих грудных детей. В первый месяц жизни прибавка веса у большинства детей составляет 500 г, а не 750 г; зато на втором и третьем месяцах она может достигать около 900-1000 г ежемесячно (30 г в сутки).
Каждый ребенок имеет свою особую, свойственную только ему «весовую кривую»; нельзя говорить о «среднем грудном ребенке». Этот термин, который встречается в некоторых книгах и которым пользуются некоторые врачи, имеет чисто условный смысл: скорость нарастания веса «среднего грудного ребенка» представляет собой среднее арифметическое, вычисляемое путем суммирования самых разнообразных (быстрых, умеренных, медленных) индивидуальных темпов прибавки веса. Только врач может определить, нормально ли идет нарастание веса у того или иного ребенка.
Если грудной ребенок не набирает веса, это еще не означает, что он обязательно болен. Бывают такие грудные дети, которые растут медленно, но по всей видимости довольствуются уделяемой им порцией и вовсе не выглядят недоедающими. Если же начать кормить их обильнее, то они едят с удовольствием и растут быстрее. Иными словами, не следует думать, что все бее исключения грудные дети «просят есть», если им не дают достаточное количество пищи.
По мере подрастания грудного ребенка увеличение веса неуклонно замедляется. Если в течение первых 3 месяцев ребенок прибавляет в весе по 150-220 г еженедельно, то в 6-месячном возрасте прибавка веса составляет 100-125 г в неделю, а в последнем триместре первого года жизни еженедельное нарастание веса составляет всего лишь 50-75 г.
Наблюдаются значительные колебания прироста веса по неделям и тем более по дням. Нередко подобным флуктуациям можно найти объяснение, но во многих случаях лишь с трудом удается вскрыть их объективную причину.
Колебания весовой кривой можно считать патологическими лишь в том случае, если они сопровождаются другими расстройствами организма.
Наблюдение за весом грудного ребенка ведется с помощью специальных весов, которые кроме системы указания веса снабжены небольшой регулировочной гирей («тарой») и двумя параллельными горизонтальными стержнями, причем верхний несет деления по 10 г, а нижний указывает килограммы (всего до 10 кг). Весы имеют также металлический или сетчатый (веревочный либо пластиковый) челнок, в который кладут.
а) Техника взвешивания грудного ребенка. Челнок застилают чистой пеленкой и определяют тару. Затем взвешивают ребенка, а из полученной цифры вычитают вес пеленки и таким образом устанавливают вес самого ребенка.
б) Правила обращения с весами:
Детей любого возраста нужно обязательно взвешивать ежедневно при следующих заболеваниях: синдромы острой дегидратации (поносы, рвоты), декомпенсированные болезни сердца, циррозы, нефриты, нефротические синдромы, подвергаемые перфузии дети.
в) Ребенка старше 2 лет можно взвешивать на весах для взрослых. В возрасте от 9 до 24 месяцев, когда ребенка уже нельзя взвешивать на детских весах, но вместе с тем ему еще не удается твердо держаться на ногах, кто-либо ив взрослых взвешивается сперва с ребенком на руках, а затем без него; равность между результатами обоих взвешиваний представляет собой вес ребенка.
По завершении грудного периода, главным образом врач (а не родители!) определяет, соответствует ли вес того или иного ребенка средним весовым показателям группы детей того же самого роста, пользуясь при ЭТОМ;
- либо таблицами, содержащими нормальные данные относительно средних значений, стандартных отклонений и перцентилей;
- либо кривой перцентилей, по которой определяют соответствующие значения.
а) Окраска кожи в норме розовая, что свидетельствует о хорошем кровоснабжении ее. Бледность кожи может указывать на наличие анемии; при этом сохранение румянца на щеках может оказаться обманчивым; гораздо показательнее в этом отношении цвет мочки уха. Подтверждение диагноза малокровия дает лаборатория путем измерения содержания гемоглобина.
б) Тургор. Под «тургором» подразумевают плотно-упругую консистенцию кожи, захваченной в складку двумя пальцами. У здорового грудного ребенка подкожные ткани делают кожу как бы налитой, нежной и приятной на ощупь.
в) Упругость кожи. У здорового ребенка кожа, захваченная двумя пальцами в складку, немедленно расправляется. После сильных потерь воды ткани утрачивают упругость и кожная складка сохраняется более или менее длительно. Это - верный признак состояния тяжелой дегидратации (вследствие поносов, рвот).
В нормальном состоянии мышцы никогда не расслабляются полностью, а сохраняют некоторую степень напряжения, навиваемую тонусом. Попытка придать той или иной части тела пассивные движения встречает некоторое сопротивление со стороны соответствующих локальных мышц. Если нормального грудного ребенка поднять, взяв под мышки, он весь напрягается, в то время как ребенок со слабым мышечным тонусом вовсе не реагирует, вследствие чего его плечи поднимаются до уровня ушей; это - верный признак ослабления мышечного тонуса (гипотонии).
При чрезмерно повышенном тонусе имеется контрактура мышц, а движения, которые мы пытаемся придать какой-либо части тела, встречают сильное сопротивление; в подобных случаях говорят о гипертонии. У новорожденного в норме наблюдается небольшая («физиологическая») гипертония. Подобно гипотонии, гипертония может быть выражением двигательных расстройств церебрального происхождения и в таких случаях необходимо обратиться к врачу-специалисту.
Зубы могут появляться в равном возрасте. Некоторые дети рождаются с одним или двумя зубами, у других же первый зуб прорезывается в 13-14 месяцев. По нашим личным наблюдениям, у 25% грудных детей первый зуб появляется на девятом месяце. Прорезывание зубов нельзя считать вехой в развитии ребенка. Необходимо знать средние сроки появления зубов, при этом учитывая однако, что индивидуальные вариации значительны.
Средние нижние резцы - 6-8 месяцев
Боковые нижние резцы - 8-12 месяцев
Средние верхние резцы - 1-10 месяцев
Боковые верхние резцы - 9-13 месяцев
Первые нижний премоляр - 12-14 месяцев
Первый верхний премоляр - 14-16 месяцев
Нижние клыки - 16-18 месяцев
Верхние клыки - 18-20 месяцев
Второй нижний премоляр - 20-22 месяца
Второй верхний премоляр - 24-30 месяцев
Некоторые заболевания, как например гипотиреоз и изнуряющие хронические болезни, вызывают задержку костного созревания и прорезывания зубов. Однако ускоренное созревание скелета (например, при раннем половом созревании) не сопровождается ускорением прорезывания зубов.
Рахит не обязательно отражается на качестве зубов, в то время как значительное и длительное повышение содержания билирубина в крови новорожденных вызывает зубные поражения. Препараты тетрациклина, назначаемые либо матери в период беременности, либо ребенку в первые годы жизни, окрашивают зубную эмаль в желто-коричневый цвет. Тетрациклин вообще проявляет склонность накапливаться в любой кальцифицирующейся ткани.
Костное созревание служит наилучшим доказательством биологической зрелости. Несмотря на то, что в практике здравоохранения костная рентгенография не может применяться как метод систематического обследования каждого ребенка в отдельности, ее все же следует упомянуть.
Можно ограничиться рентгеновским снимком кисти (левой), который - согласно мнению ряда авторов - следует дополнить, в известном возрасте, снимком стопы или колена (у грудных детей) или же локтя (в школьном возрасте и в пубертатном периоде). Таким путем выявляются точки окостенения, закономерно появляющиеся в определенном возрасте.
И один в поле воин, если он по-русски скроен