Ребенок от 11 до 12 месяцев

[an error occurred while processing this directive]

Ребенку вскоре исполнится 1 год. После этого, возраст ребенка уже не исчисляется в месяцах, а в годах.

Достигнув этого момента, любая мать оглядывается назад, на истекший год. Ребенок добился колоссального прогресса, превратился в маленькую личность, которая может выполнять многие действия своим телом и обладает собственной волей.

В то же время мать обладала «искусством» быть матерью. Наивысшим удовлетворением для матери является сознание, что ребенок верит ей и что он ее «знает». Любая мать принимает множество решений инстинктивно, долго не задумываясь. Когда она не уверена, ребенок подсказывает ей посредством своих реакций, насколько правильно принятое решение.

Попытки и ошибки являются частью жизни родителей, и никакая книга и никакой врач не может избавить мать от волнений и непредвиденных ситуаций. Тем не менее, врач и книги - обязательные помощники в уходе и воспитании ребенка. В современной жизни нельзя себе представить семью, которая не осведомляется в вопросы здоровья, - это наиболее ценное достояние человека!

На рубеже второго года жизни ребенка мать чувствует, что она уже не одинока, что ее муж все больше входит в роль отца. Начиная с этого времени, постоянная цель обоих родителей забота о здоровья и воспитании ребенка; вместе с ним они становятся опять детьми, снова переживают этапы детства, будут пытаться растить детей так, чтобы они добились большего, чем родители и будут мечтать, чтобы дети не повторяли их ошибок.

Для этого необходимы преданность, постоянная самопожертвенность, старание быть такими, каким родители хотят увидеть своего ребенка, то есть служить ему примером.

Для достижения этой цели необходимо постоянное самоусовершенствование. В настоящее время детей уже нельзя растить по инстинкту, в рамках нескольких полученных по наследству традиционных норм, а путем непрерывного изучения психосоциологии ребенка в непрерывно трансформирующемся современном обществе.

Питание

В возрасте 1 года (но не раньше) ребенку можно давать большую часть блюд, которые готовятся для старших братьев. Поскольку ребенок принимает ежедневно овощи, фрукты, мясо и молоко, можно учитывать и его вкусы и предпочтения, конечно на основе разумно составленного меню. Большинство детей предпочитает простые, хорошо приготовленные блюда без острых приправ.

Запрещенные пищевые продукты

Детям нельзя давать:

  • натуральное кофе
  • крепкий настоящий чай
  • блюда с острыми приправами
  • копченая колбаса
  • копченая рыба
  • спиртные напитки
  • соленые огурцы

Кроме этого не показаны сушеные овощи (чечевица, фасоль, горох), капуста.

Зеленые орехи, лесные орешки, твердые конфеты и хлопья из круп могут вызывать удушие ребенка при попадании в трахею.

Избыток соли

С физиологической точки зрения грудной и малый ребенок не нуждаются в соленой пищи. Избыток соли в пище благоприятствует, между прочим, появлению гипертензии у взрослого.

Бутерброды для ребенка в возрасте 11-12 месяцев

Грудным детям, которые «научились» хорошо жевать, можно давать к кофе с молоком бутерброд с маслом или с фруктовым повидлом (яблочное, из шиповника).

Важно давать им свежий белый, тонко нарезанный хлеб. К концу 12-го месяца можно пробовать давать и черный хлеб. На хлеб можно класть, помимо масла, творог или нежирную ветчину. Начиная с этого возраста, дети предпочитают разнообразную пищу.

Следует избегать избыток сладостей. Уже необязательно подслащать коровье молоко. Сладости и печения следует давать только после еды, а не между кормлениями. Вечером рекомендуется вовсе не давать сладкого.

Избыток сладостей:

  • сахар
  • мед
  • варение
  • конфеты
  • джемы
  • печения

играют несомненную роль в появлении зубного кариеса.

Физическое и нейро-психомоторное развитие

В этом возрасте ребенок весит уже 9-10 кг (вес тела утраивается по сравнению с весом при рождении); у детей с малым весом при рождении вес тела утраивается раньше.

Длина тела (высота) - в среднем 75 см, то есть ребенок вырос на 24 см. Возможны весьма большие вариации (±2,5-4 см).

Зубная система. В возрасте 1 года ребенок может иметь 6- 8 зубов, обычно 4 сверху и 2-4 снизу. Существует множество вполне нормальных детей, у которых первый зуб появляется только в этом периоде (или даже позже!).

Моторное развитие

Этот возраст является переходным периодом от горизонтального положения к вертикальному (еще недостаточно устойчивому). Усовершенствование происходит постепенно. Так, если в первые месяцы обычным положением ребенка было лежа на спине или на животе, в 12 месяцев такое положение он принимает только во время сна. Ребенок поворачивается на один или другой бок и приходит в сидячее положение либо с помощью подтягивания (хватаясь за пальцы взрослого), либо самостоятельно.

Положение сидя

Положение «сидя» принимается вполне свободно, сохраняя устойчивое равновесие (как на горизонтальной плоскости, так и на руках у матери); ребенок может опираться и поворачиваться во все стороны.

Вставание на ноги

Как известно, ребенку понадобилось 3-4 месяца, чтобы суметь вставать и садиться самостоятельно. В 12 месяцев большинство детей встает на ноги только при поддержке, и лишь небольшая часть самостоятельно.

Некоторым из них удается сделать несколько шагов без поддержки. Держась за мебель, они «ходят» сравнительно быстро. Затем переходят на «ползание на карачках» и передвигаются с большой скоростью.

Ходьба на «карачках»

От горизонтального положения до ходьбы без поддержки ребенок упражнялся в течение долгих месяцев: сперва он пробовал ползти, затем передвигался ползком на четвереньках и, наконец, перед тем как встать на ноги, «ползал на карачках», причем этот способ ходьбы многие дети предпочитают и в этом возрасте, благодаря большей скорости передвижения. Из этого положения ребенок может садиться или вставать на ноги. Как мы уже говорили, некоторые дети переходят непосредственно от ползания к «сидячему» положению, а затем на ноги.

Стоячее положение и ходьба

В основном, ребенок в возрасте года стоит на ногах без поддержки, но еще без равновесия и без возможности передвигаться.

Ходьба усваивается очень медленно: сперва необходимо, чтобы ребенок «созрел» для того, чтобы попробовать спонтанно подняться на ноги и попытаться передвигаться, опираясь самостоятельно; лишь после этого взрослые должны помогать ему шагать (сперва поддерживая ребенка подмышки, а затем держа его за кончики пальцев).

Самостоятельная ходьба у большинства детей начинается в возрасте 12-14 месяцев. Если этот момент слишком запаздывает (после 18 месяцев), следует обратиться к врачу.

Вначале ребенок ходит, качаясь, широко расставляя ноги для лучшей опоры. Часто он садится, сделав 3-4 шага. Дети очень упорно учатся ходить, каждый раз возобновляя попытки. Со временем они вырабатывают уверенность в себе.

Однако некоторые дети, начавшие ходить рано, после нескольких попыток внезапно перестают ходить и в течение 1-2 месяцев больше не пробуют ходить (эти дети испугались своим недоверием и падений). Они становятся более осторожными и делают новую попытку лишь после того, как забывают о первом шоке. Ни в коем случае их не надо принуждать!

Если одновременно у ребенка отмечается прогресс речи, новоприобретенная способность ходить может временно исчезнуть, так как, по- видимому, он концентрирует все свои усилия на новом приобретении; это подобно тому, как после болезни ребенку нужно некоторое время для того, чтобы ходить также хорошо как до заболевания.

Что может делать ребенок в возрасте 12 месяцев

Он свободно сидит, сам становится на ноги и при поддержке делает первые шаги. Им овладевает желание научиться ходить. Если он умеет ходить, то будет ходить по комнате почти все время.

Подойдя к столу, он умеет хватать различные предметы, может упускать на пол «произвольно предметы, которые он держит в руке (несколько месяцев тому назад он их упускал, когда уставал или когда хотел хватать другой предмет).

Теперь и в последующие месяцы, примерно до 18 месяцев, его любимым занятием становится бросание разных игрушек через борт кроватки или манежа, или же бросание их в какой-нибудь сосуд и их извлечение оттуда.

Ребенок становится причиной беспокойства для окружающих. Его нельзя оставлять одного, так как он может пораниться, когда хватает и тянет к себе все, что ему попадается под руку. Однако это является для него возможностью узнать окружающую среду. Окружающие все время учат его чему-нибудь новому, так как он этого требует. В этом возрасте ребенок много и быстро учится. Подготовка к ходьбе и речи закончена. Он начинает применять в практике то, что он приобрел в отношении речи. Ребенок слушает внимательно и много болтает. К своему великому удовольствию, он становится все более независимым, контакты с окружающей средой все более дифференцированы, он становится разборчив.

Речь

Помимо «та-та», «па-па», «ма-ма» (единственные слова с точным назначением), большинство детей способны произносить лишь несколько слогов или слов, состоящих из 2 слогов. Речь начинает становиться средством общения: личные желания и чувства ребенок выражает простыми слогами.

Многие дети начинают говорить позже. Они постигают множество ситуаций в окружающей среде, умеют показывать различные части тела и многие предметы в комнате, знают по имени окружающих лиц, выполняют простые указания, но не произносят ни слова.

Они обладают так называемой «пассивной речью», но не перешли еще к следующей ступени- «активной речи». Мы встречали очень многих детей, которые понимали очень многое, но не выговаривали ни одного слова примерно до 3 лет. Все эти дети оказались в будущем очень способными.

Если не существует нервных поражений или слуховых дефектов, отсутствие активной речи не должно являться причиной для беспокойства.

Социальный контакт

В этом периоде усиливается психическая дифференциация. К концу первого года жизни мы замечаем проявления симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к лицам, игрушкам или еде. Кроме этого мы замечаем чувства гнева, зависти, ревности. Свое неудовольствие ребенок может выражать активно, протестом или возмущением, или же пассивно, со страхом - реакция бегства.

В этом периоде ребенок становится «соучастником» игр, он бросает мяч назад, вручает с удовольствием предметы и ждет их возвращения, любит коллективные игры.

Мать все больше становится примером для его собственного поведения. Ребенок подражает всему, что делает мать, ее жестам, вплоть до настроения и душевного состояния.

С научной точки зрения, еще не найден точный ответ на вопрос, в какой мере приспосабливается ребенок к характеру и особенностям матери. Он обладает гораздо более чувствительной способностью охватывать обстановку, чем это себе представляют взрослые.

Моторная деятельность, возможность контролировать жесты рук, схватывать и оставлять, осязать, видеть, двигаться, приближаться к привлекающим его предметам - все это облегчает ему познание окружающего мира: пространство, неодушевленные предметы, очертания, мягкая или твердая консистенция, гладкая или жесткая ткань, формы, размеры.

Параллельно с этим, ребенок познает свое собственное тело. Психологи настаивают на так называемой «схемой тела» при самопознавании. Это познание вытекает из бессознательного синтеза определенных ощущений: ласка, контакт с купающими руками, ощущения тепла и холода, движения и положение конечностей.

Окружающие должны показывать и повторять перед ребенком названия, обозначающие разные части тела: нос, рот, глаза (как у взрослых, так и у ребенка). Мать является первым и самым лучшим зеркалом. Время от времени ребенка надо подводить к зеркалу. Это его очень радует, но он начинает узнавать себя только после 14-15 месяцев.

Надзор и уход за ребёнком от 11 до 12 месяцев