Ребёнок от 8 до 9 месяцев

В этом возрастном месяце у грудного ребенка отмечается ряд изменений. Он становится чрезвычайно активным, ползает во все стороны, пытается цепляться за край кроватки или манежа и исследует окружающий мир.

Его кругозор значительно расширился. Ребенок учится жевать пищу. Все это меняет некоторые из его привычек. Иногда он беспокоен и нетерпелив без видимой причины. Возможно, ему хочется сделать что-нибудь такое, на что он еще не способен. Например, он пытается встать на ноги, пользоваться руками для определенной цели или произносить «новые слова». Если это ему удается, в течение нескольких дней он успокаивается.

Если открывают дверь, ребенок дает понять, что он хочет гулять. Он узнает соответствующие приготовления для прогулки и громко радуется.

Питание

Питание становится все более разнообразным. Молоко остается основным продуктом питания в ежедневном «меню». В сельских местностях используется коровье молоко или, в случае необходимости, козье цельное молоко, подслащенное неполной ложечкой сахара на 100-200 мл молока.

В городах надо предпочитать и в дальнейшем сухое молоко (Lactosan) 13,5 % (3 мензурки молочного порошка для 100 мл молока), подслащенное ложечкой сахара и кипяченное вместе с ним. В зависимости от указаний врача, от вкусов ребенка и от кривой веса тела (в случае толстых детей надо избегать мучные изделия) можно добавлять кукурузный крахмал, манную крупу, осоложенную муку, рисовую муку, толченые бисквиты или находящиеся в продаже препараты для детей, которые содержат углеводы.

Обезжиренное молоко, находящееся в продаже, представляет риск недоедания или инфекции (несоответствующее хранение и манипуляция). В случае неотлученных детей можно продолжать вскармливание материнским молоком.

Для каждого здорового грудного ребенка теперь настало время получать рубленные пищевые продукты, чтобы научиться их жевать и глотать. Если откладывать образование этого навыка, может случиться так, что и после возраста 1 года ребенок продолжает принимать только жидкую или протертую через сито пищу. Даже и те грудные дети, у которых еще не прорезался ни один зуб, могут жевать и глотать более плотную пищу. Для ориентировки мы приводим ниже схему ежедневного питания:

завтрак (сразу после пробуждения) - тот же, что и в предыдущие месяцы; материнское, коровье или сухое цельное молоко, имеющийся в продаже молочный препарат для «продолжения». Только в коровье или простое сухое молоко можно добавлять сахар или мучные препараты;

обед (12-13 часов) состоит из двух блюд;

первое может состоять:

а) из разных овощей:

  • картофель
  • морковь
  • кабачки
  • цветная капуста в виде пюре, к которому добавляют немного масла, молочной пенки или растительного масла (подсолнечного или из кукурузных ростков)

б) из мелко рубленного или протертого нежирного мяса:

  • куриное
  • говядина
  • куриная или телячья печенка

яичного желтка и нежирной рыбы.

второе блюдо может состоять из свежих спелых плодов (яблоки, персики, абрикосы, бананы);

закуска после полудня (16-17.30 ч.): бутылочка молока или творог с мякотью свежих помидоров, простокваша с бисквитами;

ужин: пудинг, сырники творожные или же повторяется утренняя каша с молоком и мучными изделиями и дополняется «десертом» - свежие спелые плоды или даже компот (фрукты разминаются и растираются в однородную массу); если ребенок может и хочет - несколько кусочков домашнего печения.

Завтрак и послеобеденную бутылочку с молоком грудной ребенок может получать сидя на коленях у матери. Во время обеда и ужина некоторые дети любят, когда их усаживают на специальный стул.

Надо стараться, как можно раньше кормить ребенка вместе с его братьями и/или сестрами. Он будет лучше есть и перейдет скорее на новую более плотную пищу.

Можно начать давать ему пить из чашки, давать ему в руку кусочек хлеба, яблока, мяса или банана, чтобы он жевал их сам. Однако следует внимательно следить, чтобы он не подавился более крупным куском.

Самостоятельный прием пищи заставляет ребенка более «благосклонно» относиться к еде и раньше начинать жевать и питаться самому. Очень часто бывает, что ребенок старшего грудного возраста перед продуктом незнакомого для него вида, цвета или консистенции, отворачивается и говорит «нет, нет, нет». Это не значит, что он ему не нравится, а просто это манера выражать свое удивление. Не надо его журить; надо сказать, что это вкусно, подождать, попробовать и выразить удовольствие; со временем, в результате поощрения и склонности к подражанию, ребенок начнет есть. Ни в коем случае ребенка нельзя принуждать!

Физическое и нейро-психомоторное развитие ребёнка от 8 до 9 месяцев