Рост и нейро-психомоторное развитие ребёнка от 4-х до 5 месяцев

Вес тела

На 5-м месяце вес тела увеличивается меньше: 400- 600 г в месяц, в среднем 20 г/день или 140 г в неделю.

В возрасте 5 месяцев нормальный грудной ребенок удваивает вес, который он имел при рождении.

Исключение составляют дети, родившиеся с малым весом; они удваивают свой вес раньше, чем родившиеся с большим весом.

Длина тела

По сравнению с длиной при рождении, 5-месячный ребенок вырастает на 13-15 см. За последний месяц он вырос на 2 см. Впредь он будет расти еще медленнее: около 1 см в месяц.

Невозможно предвидеть окончательный рост человека, исходя из того, как он вырос в течение первого года жизни. Как мы указывали на других страницах, окончательный «скачок» роста происходит в период полового созревания, между 12 и 16 годами.

Общая подвижность

Лежа на спине (дорсальный декубитус)

К концу 5-го, месяца, многие грудные дети могут поворачиваться с одного бока на другой. Некоторым удается повернуться даже со спины на живот. Около 25 % из них, однако, не удается это делать, несмотря на то, что у них нормально развитые нейромоторные способности.

Ребенок схватывает ножки и подносит их ко рту. Лежа в постели, он трогает собственное тело уже раскрытыми руками. Иногда он максимально вытягивает позвоночник, упирается головкой и ступнями о кровать, подымает ягодичную часть, будто пробуя делать «мост».

Иной раз он подымает голову и одновременно вытягивает остальное туловище. Если ему протягивают какой-нибудь предмет (ярко раскрашенную, легко схватываемую игрушку), он хватает ее еще неловко, всеми пальцами, но держит ее крепко, трусит ее, ударяет о решетку кроватки, «охватывает» ее главами и подносит ко рту. Упускает ее произвольно. Ему нравится хватать одеяльце и тянуть его ко рту, чтобы сосать.

Туловище находится в симметричном положении по отношению к голове. Нижние конечности повернуты наружу и слегка расставлены. Чаще всего ребенок сучит поочередно то одной ногой, то другой, но нередко вытягивает и сгибает одновременно обе нижние конечности, может хорошо вытягивать колени, а ноги обладают хорошей подвижностью в лодыжечном суставе. Движения кажутся координированными.

Лежа на животе

Лежа на животе, ребенок легко подымается, опираясь на предплечья. Лежит в симметричном положении, приподняв голову под углом 90°. Вертится на одной руке, причем тяжесть переносится на руку, на которую он опирается и таким образом высвобождает другую руку, которую протягивает вперед. Пробует ползти, но ему не удается продвинуться всем телом вперед. Начинает вертеться.

Таз прилягает к плоскости кроватки.

Подтягивание за руки в положении лежа на спине

Ребенок, крепко зацепившись всеми пальцами за один палец одной и другой руки взрослого, подымается переходя из положения лежа на спине в сидячем положении при полном контроле головы.

Если грудной ребенок не участвует в этом движении (не цепится за палец взрослого, не имеет силы держать этот палец и/или не пытается поднять голову и грудную клетку) следует обратиться к врачу.

После того как его подняли на ягодицы и поддерживают в этом положении, ребенок держит хорошо голову, приводит ее вперед и поворачивает по сторонам. Во время поднятия нижние конечности вытягиваются. Руки сгибаются в локтевом суставе.

Сидячее положение

Начинается стабильность туловища. Спина еще не держится прямо, но ее можно привести на короткое время в прямое положение.

Поддерживаемый за плечи ребенок пытается сидеть: голова держится твердо, но туловище еще недостаточно окрепло и поэтому наклоняется вперед, ребенок протягивает ручки перед собой, чтобы опираться, но без полного переноса тяжести.

Бедренные суставы сгибаются, нижние конечности поворачиваются и наклоняются в сторону, колени согнуты, а лодыжки обладают хорошей подвижностью.

Поддерживаемый подмышки, ребенок встает на ножки

Грудкой ребенок протягивает ножки к плоскости кроватки и принимает тяжесть тела.

Ему еще не удается опереться на ноги: он сгибает бедренный сустав, сгибает и выпрямляет колени, опирается незаметно и на короткое время на кончики пальцев ног, покачивается наподобие «Ваньки-встаньки».

Реакции положения

В любом положении голова устанавливается правильно. Очень хорошо развитые дети с нейромоторной точки зрения хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове. Эта реакция известна педиатрам под названием реакции Ландау.

Следует отметить, что эта реакция не наблюдается у всех детей на 5-м месяце, но в последующие месяца надо следить за тем, как она происходит.

Тонкая подвижность и хватание

Если ребенок находится в стабильном положении, он может хватать обеими руками, всей ладонью (хватание «по-обезьянему»).

Когда кто-нибудь из взрослых подымает его в сидячее положение и поддерживает его, ребенок следит с интересом за предметами, которые падают сбоку от тела. Он протягивает руку к ярко раскрашенной игрушке; схватив ее, он сопротивляется, когда мать хочет ее отнять; игрушка хватается открытой кистью, всеми пальцами; благодаря этой манере схватывать, ребенок упускает ее без какой-либо цели и уже не может ее рекуперировать.

Рот становится органом познания

Грудной ребенок чувствует потребность совать все предметы в рот. Это для него путь познания этих предметов. Губы и язык очень хорошие органы осязания. Поэтому мать должна предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опасности, такие как пластмассовые крупные кольца, резиновые игрушки. Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не мог их проглотить, а если они падают на пол, их надо всякий раз мыть.

Нельзя также разрешать, чтобы этими предметами играли братья и сестры грудного ребенка (опасность инфекции). Если грудному ребенку не дают игрушек, он начнет жевать, по всей вероятности, свою рубашку, одеяльце, край кроватки.

Речь

Издаваемые грудным ребенком звуки остаются пока гортанными, без участия языка и губ. Ребенок лепечет и «вокализирует». Во время бодрствования он долго вокализирует, связывает звуки, «напевает», прекращает и снова начинает «петь».

От времени до времени он ясно произносит звук «а» или «е», хорошо округляя их, умолкает на несколько секунд или минут и повторяет их как бы прислушиваясь к самому себе. Говорит сам с собой, начинает произносить слога (да, де, гу) и сочетает их прогрессивно в цепи ритмичных слогов.

Когда мать имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает и, будто ободренный успехом, начинает своеобразную «беседу».

Как только устанавливается такой «набросок» диалога, ребенок громко смеется, поворачивается, протягивает ручки и возобновляет вокализы, как бы предлагая и матери повторять их. Ребенок перестает плакать, когда слышит музыку.

Социальный контакт

Вместо глобальных реакций (радость, удовлетворение, страх, крики), чувства нюансируются, его выразительные средства обогащаются: радость, ярость, скука.

Ему все больше начинает нравиться «общество» других, он чувствует потребность иметь кого-нибудь возле себя каждый раз, когда он бодрствует; когда с ним разговаривают он счастлив.

У ребенка начинает все отчетливее обрисовываться собственная личность («веселая», «ленивая», «активная», «чуткая», «мечтательная»), В этом отношении невозможно сделать окончательных выводов.

Всех нас, занимающихся грудными детьми, поражает тот факт, что некоторые дети «ленивы» и отказываются принимать более густую пищу или «участвовать» в еде, что иные начинают плакать, как только тон голоса повышается, а другие проявляют безразличие. При пробуждении некоторые лепечут, поворачиваются во все стороны, пытаются «улавливать» малейшее движение взрослых.

Иные перестают плакать, когда с ними разговаривают. Начинают различать близких от посторонних лиц.

Слух и локализация звуков

У грудного ребенка хороший слух и он поворачивается к источнику звуков. Когда испытывается слух грудного ребенка, важно, чтобы он был спокоен, а вокруг него, полная тишина.

Ребенок различает качество звуков. Он узнает звуки и радуется некоторым из них, отвергая слишком шумные или непривычные. Повторяет собственные звуки, радуется им. Издает нюансированные звуки. Повторяет и меняет репертуар звуков. Громко кричит, когда нуждается в чем- нибудь или хочет привлечь внимание.

С каждым днем наблюдается большое разнообразие в оттенках и тональности плача.

Зрение и движения глазных яблок

Грудной ребенок фиксирует взглядом предметы и координирует движения глазных яблок с движениями головы в адекватном положении. Он следит за ярко раскрашенной погремушкой на 90° от средней линии, во всех планах (разглядывает предмет в положении сидя и лежа на спине).

В нормальных условиях, у 5-месячного ребенка уже нет страбизма (косоглазия). В случае детей, у которых еще не совсем координированы движения глазных яблок или которые еще смотрят «косо», мать должка проводить на расстоянии 30-40 см от лица, лежащего на спине ребенка какой-нибудь блестящий (очки) или ярко раскрашенный предмет. Это упражнение следует проделывать по несколько раз в день, но на очень короткое время (менее одной минуты), так как ребенку эта игра быстро «надоедает».

Надзор и уход за ребёнком от 4-х до 5 месяцев