О семейной жизни молодой женщины

Молодая женщина остается женой своего мужа, даже если она стала матерью. Несмотря на преобладание у нее материнского инстинкта, она должна, также как и раньше, заботиться о муже и проявлять такой же интерес и любовь к нему. Если она будет вести себя иначе, то в конце концов муж станет предпочитать общество приятелей вне семьи.

Правильное планирование времени позволяет матери заниматься ребенком, мужем и собой. Для этого надо верить в собственные силы: любая мать справляется со своим ребенком! Цивилизация предоставила в распоряжение матери множество облегчающих возможностей: готовую одежду для ребенка, электрохолодильник, стиральную машину, промышленные молочные препараты, соковыжималку, которые позволяют сэкономить время.

Старший ребенок воспринимает прибытие другого ребенка тем интенсивнее, чем он старше. Между 1 и 2 годами психологические вопросы не имеют большого значения, однако начиная с 2 лет ребенок уже понимает больше; родители должны его подготовить к тем переменам, которые произойдут когда маленького привезут домой.

Бесполезно сообщить ему об этом прибытии еще с момента когда врач подтвердил беременность. Лучше подождать до тех пор, когда мать «пополнеет», когда у нее «вырастет живот», чтобы сообщить эту новость.

Ожидание тянется долго для старшего ребенка. Часто в доме говорится о «малыше», родители и друзья интересуются и говорят обо всем том новом, что связано с ожидаемым событием, а старший ребенок чувствует себя уже несколько забытым. Обычно родители, родственники и друзья повторяют ему одну и ту же фразу: «У тебя будет сестричка или братик». Дни идут и ничего не случается, а мама продолжает «толстеть».

Вскоре начинаются приготовления, часто вносится еще одна кроватка в его комнату. Из психологических соображений лучше не менять кровати ребенка в этот момент, так как у него может возникнуть чувство потери чего-то личного. Поэтому хорошо спрашивать его мнение насчет подготовки угла для «малыша». Он почувствует себя полезным, так как может оказать услугу новоприбывающему.

Старший ребенок ошибочно воспринимает то, что должно случиться: отсюда нередко вытекает большое разочарование, чаще у мальчика, чем у девочки, когда ребенок видит такое маленькое, беспомощное существо, которое только и знает есть, спать и плакать и которым мама должна заниматься все время. Он ожидал будущего товарища по играм, но ему придется еще долго ждать пока это осуществится.

В наши дни дети сталкиваются с более естественным миром, в котором правду от них более не скрывают. Поэтому совершенно ошибочно выдумывать устарелые сказки об аистах, розах, капустах. Дети достаточно толковы и наблюдательны, чтобы прекрасно видеть какие изменения происходят у матери. Гораздо проще сказать ребенку, что «малыш» находится очень близко от маминого сердца, откуда пришли (или пришел) и остальные братья (другой брат).

Детям постарше (6-7лет) надо рассказать, согласно их пониманию, как зарождается, носится во время беременности и рождается ребенок; после 10-11 лет надо предоставлять в распоряжение детей книги о человеческом размножении. Источником разочарований для детей являются догадки относительно пола ожидаемого ребенка.

Ожидание второго ребенка в семье не так просто, если родители желают, чтобы старший ребенок был полностью согласен с этим прибытием. Нельзя отрицать, что новые проблемы психологического порядка возникают с прибытием новорожденного. Несмотря на это, такие проблемы разрешаются быстро, когда ожидание было хорошо подготовлено.

а) Прием, оказываемый братьями и сестрами. Для чувствительного ребенка прибытие брата или сестры является источником глубокого волнения. Он счастлив сообщить об этом рождении всем встречным лицам и своим маленьким друзьям (в детском садике или в школе). Если «малыш» того же пола, старший ребенок считает себя выше этого новорожденного. Младший брат для «старшей сестры» (или наоборот) вызывает некоторый страх перед неизвестностью, которую он олицетворяет.

Когда новорожденный является не тем, что он ожидал, старший ребенок несколько озадачен, но воображение поможет ему, чтобы новорожденный показался в большинстве случаев именно таким, каким он его себе воображал (часто совсем иначе, чем в действительности). Этим объясняются такие эпизоды, как следующий: мальчик 3-х лет звонит матери по телефону в родильный дом: «дай мне к телефону братика, я хочу с ним поговорить». Когда братья постарше, сюрприз, смешанный с некоторой боязнью, уже не настолько сильный, в особенности когда в доме уже есть несколько детей.

Роды могут вызвать большое смятение у очень чутких и робких детей. Бывает, что во время пребывания матери в родильном доме ребенка (детей) уводят из дому в другую семью; если его помещают у бабушки и дедушки или у других близких родственников (где его обычно балуют), реакции окажутся менее сильными; если же его отдают чужим (знакомым или помещают в учреждение для содержания здоровых детей), возможно, что эта временная разлука будет восприниматься как некое исключение и расстроит его на долгое время, даже если отец берет его на-ночь домой.

Для братьев и сестер прибытие новорожденного подымает всегда множество проблем. Дети между 2 и 5 годами проявляют ряд комплексных и противоречивых чувств (любопытство и интерес, ревность и беспокойство, разочарование и даже враждебность), которые могут стать в основу многих психологических конфликтов. Они выражают их различным отношением; сперва, они все время подходят к «малышу», которого разглядывают, трогают, щекочут, щипают из желания вызвать у него реакции.

«Малыш» становится центром интереса «старшего», который пытается привлечь его внимание, показывая ему свои игрушки и книги; он кричит, поет, что часто вызывает со стороны взрослых резкое, непонятное для ребенка, отношение. В эти дни и в последующие недели дети могут проявлять себя по-разному:

а) мальчики, которые до тех пор пользовались горшочком снова, начинают «делать в штаны»;

б) девочки (в особенности) хотят пить молоко из «соски», как это дается и «малышу»; в таких ситуациях, чтобы не лишать их молока и не расширять гамму отрицательных реакций, мы придерживаемся того мнения, что надо временно идти навстречу этому желанию;

в) возникает или усиливается потребность сосать палец;

г) во время кормления грудью новорожденного, старший ребенок хочет стоять вплотную или даже на одном из колен матери;

д) иной раз (правда, реже) ребенок в возрасте от 2 до 5 лет проявляет агрессивность и враждебность даже в присутствии родителей; такие импульсы невозможно контролировать.

У детей постарше (6-12 лет) могут появляться снижение успеваемости в школе, стремление к уединению и к уходу из дома; ребенок ищет общество вне семьи (других сверстников, бабушки).

В тех семьях, где единственный до тех пор ребенок ожидает братика, особенно девочки, помимо гордости провозглашаемой повсюду, ребенок бывает озабочен и хлопотлив, имитируя действия и жесты матери. Даже и в таких случаях, имея в виду, что у ребенка не хватает рассудительности, чтобы от жеста ласки и заботы не переходить к агрессивному действию по отношению к новорожденному, последнего нельзя ни в коем случае оставлять одного со старшим, так как возможны несчастные случаи (удушье, опрокидывание корзинки, падение, подавание неподходящей пищи, применение косметических веществ).

Эти нормальные реакции можно свести на нет путем снисходительного отношения со стороны родителей. До родов ребенку надо рассказывать с умеренностью о будущем «малыше» объясняя ему, что и его также ожидали несколько лет тому назад и помогая ему в устройстве комнаты или уголка для новорожденного.

Небольшой подарок в момент возвращения из родильного дома, несомненно увеличивает радость встречи с матерью, несущей спящего или плачущего младенца. Кроме этого, хорошо просить его помощь (говоря, что он уже «большой») привлекая его к небольшим услугам, которые подымают его в собственных глазах. Заниматься новорожденным - это большая радость, которую ему доставляет мама: звать ее когда малыш плачет, помогать ей когда она готовит ему соску или пеленает его. Гордость и отношение старшего ребенка бывают просто трогательными.

Со стороны отца, среди жестов ласки по отношению к старшему ребенку мы рекомендуем:

а) ласкать его больше чем новорожденного;

б) уделять ему время для игр и прогулок;

в) вселять в него все время уверенность, что он ничего не потерял из любви родителей;

г) хвалить его за более или менее удачную инициативу, но исходящую из доброго намерения;

д) допускать (а это труднее) даже и регресс в психомоторном развитии (который происходит временно) и в общем поведении ребенка.

В заключение следует подчеркнуть, что независимо от возраста старших братьев или сестер, семья должна делать все возможное, чтобы у них не создавалось впечатление, что их оттолкнули на второй план и не проявлять видимого предпочтения новорожденному.

Роль отца до и после родов