Вопросы, связанные со сном ребёнка 3-6 лет

Режим дня и сон

Желательно, чтобы расписание дня ребенка в возрасте 4-5 лет соответствовало программе семьи и/или детского сада. Следует подчеркнуть постепенное включение в коллектив (посредством игры) и важное значение игры и сна в этом возрасте (как впрочем, и в течение всего детства).

Если сравнить организм ребенка с машиной, то сон можно приравнять не только к остановке машины, но и к рекуперации ее деталей. Поэтому ясно, что сон нельзя заменить никаким другим положением (позволяющим воздействие внешних влияний). «Сон - биологический процесс, посредством которого осуществляется инактивность, обеспечивающая способность снова стать активным» (Гезелл).

Для родителей сон ребенка от 3-х до 6-и лет является прекрасным тестом, как в отношении состояния здоровья, так и в отношении смысла удовлетворения материальными и духовными условиями, предоставляемыми семейной средой или детским садом.

В возрасте 3-х лет ребенок быстро и легко засыпает. Следует соблюдать и в дальнейшем «ритуал», при котором он привык засыпать: с любимой игрушкой, с маленькой песней.

После 4-х лет ребенок хочет засыпать со своим отцом или матерью, требует, чтобы ему рассказывали сказку, хочет обязательно смотреть любимую передачу по телевидению или, чтобы ему принесли недавно полученную игрушку или предмет одежды.

Укладывание спать означает разлуку с родителями и следует делать все, чтобы эта разлука происходила в мирной и приятной атмосфере. До 5-6 лет некоторые дети (в особенности единственный ребенок) хотят засыпать с приоткрытой дверью. Лучи света, шум голосов родителей вселяют в них чувство уверенности.

Ребенка надо обязательно укладывать в постели в 19,30 - 21 час после 3-х лет. Ночной сон бывает, как правило, более глубоким. Ребенок спит, не просыпаясь безмятежно, лицо у него спокойно, он дышит равномерно, конечности расслаблены, неподвижны. Продолжительность сна переменчива. Большинство детей спит ночью 11 или 12 часов, особенно зимой.

У некоторых детей сон более беспокойный: во сне они меняют место и положение в постели, у них наблюдаются различные гримасы, сосательные движения и движения глазных яблок. Все эти явления связаны с темпераментом ребенка, с некоторыми неудобствами (слишком жарко, слишком укутан) или с периодами сновидений.

Ребенок просыпается позже, но всегда быстро. Его следует приучить ждать, пока проснутся остальные члены семьи. Для этого кладут подле него с вечера 1-2 любимые игрушки, которыми он может играть в постели. Некоторые дети перебираются в постель старшего брата или родителей, как только они просыпаются.

Ребенка не надо будить. Внезапное пробуждение почти неизменно вызывает состояние неудовольствия и даже нервозности, которое выражается криком, плачем, припадками гнева, печалью, отказом от еды. Если внезапное пробуждение ребенка повторяется, это может привести к постоянным расстройствам.

В тех случаях, когда детей приходится будить рано и в определенные часы (для детского сада), часы вечернего укладывания спать следует устанавливать как можно раньше (19 часов), а семья должна избегать все, что может задерживать сон ребенка: избыток впечатлений (игра, гости), напряженная семейная атмосфера, шум, слишком яркий свет.

Послеобеденный сон уже не является необходимым после 4-летнего возраста. Все же хорошо обеспечить каждому ребенку час отдыха в постели, даже если он не спит.

Расстройства сна

Расстройства сна бывают редко и не имеют серьезного характера у детей дошкольного возраста. Они исчезают обычно сами по себе или улучшаются в результате исправления некоторых недостатков в семейной обстановке. Если же они не проходят, это соответствует какой- нибудь неудовлетворенности ребенка (отсутствие чувств или физическое отсутствие матери и/или отца).

а) Сомнамбулизм (состояние бессознательного автоматизма, проявляющееся координированными действиями во время сна; ребенок ходит, совершает движения или действия без участия воли-бессознательно) не играет важной роли в этом возрасте. Причина пока неизвестна: возможно, речь идет о чувстве неуверенности, об обильной еде, подаваемой поздно, перед сном. Нет надобности в лечении.

б) Страхи начинаются часто в 2-3 года, со страха темноты и одиночества. Они могут усиливаться и продолжаться до 5-6 лет. Ребенок требует, чтобы свет оставался включенным; часто, если выключатель находится под рукой (позволяя выключать свет), он более не пугается.

После 3,5 лет у некоторых детей появляется страх перед дикими животными; к 5-6 годам (особенно девочки) боятся, чтобы под кроватью не спрятался какой-нибудь опасный человек. В 6 лет дети начинают бояться «теней» или привидений, в которых они видят шпионов, воров, убийц, оборотней, прячущихся за дверью или за ширмой.

Несдержанные разговоры, комментарии о необычных событиях, угроза определения в больницу, заключение ребенка в темную комнату в значительной мере способствуют возникновению этих явлений.

У нормальных детей с уравновешенными родителями ночные страхи являются преходящими.

в) Сны. Согласно Л.Б. Амс (Ames), сны у ребенка начинаются к 2 годам. К 3-м годам ребенок начинает рассказывать свои случайные сны; по-видимому, он рассказывает не только об образах, увиденных во сне, но и о тех, которые создает его воображение. Примерно в 4 года к изложению снов примешиваются реальные или вымышленные истории и события.

Многие авторы считают, что изложение снов получает твердую основу лишь к 7 годам. Считаются достоверными только сны, рассказываемые ребенком спонтанно сразу после пробуждения.

У детей обычно бывают сны с преследующими их страшными зверями, с некрасивыми и уродливыми мужчинами или женщинами («баба-яга»). Темы очень разнообразные. Детям снится, что они брошены в лесу, что на них кто-то нападает и «съедает». Очень часто им снится, что они не в состоянии бежать, что их кто-то ловит, и они не могут защищаться. Эти типы снов отмечаются почти у всех детей и имеют символическое значение: страха, заброшенности или разлуки, наказания.

Редкие страшные сны и кошмары не должны вызывать тревогу у родителей; однако если они повторяются, в особенности, если у них одна и та же тема, следует просить совета у врача-педиатра и психолога, которые способны найти их глубокие причины и указать меры для их преодоления.

г) Скрежетание зубами и разговоры во сне часто сочетаются. Эти «непорядки» появляются до 3-х лет и могут продолжаться очень долго, так как отмечаются также у школьников или студентов. Разговор во сне связан с состоянием беспокойства, анксиозности ребенка. Родители часто обращаются к врачу, когда дети скрежетают зубами.

Очевидно, скрежетание зубами связано иногда с некоторыми особенностями челюстных костей, а иногда с некоторыми мозговыми расстройствами. В результате обстоятельных исследований К. Абе и И. Шимакава (К. АЪе и М. Shimakawa) показали, что у детей, у которых наблюдалось то или другое из этих расстройств, один из родителей представлял это расстройство во взрослом возрасте.

Уход за ребёнком 3-6 лет