Техника кормления грудью

Мать и новорожденный должны усвоить, каждый по своему, «технику» кормления грудью.

Каждый нормальный новорожденный ребенок выполняет, после нескольких дней жизни, нормальные сосательные движения. В дальнейшем мать должна «научить его есть», что подразумевает следующее:

  • схватывать сосок и ареолу
  • находить самому правильное положение головы, рта и носа
  • не глотать воздух
  • не засыпать при кормлении грудью
  • «быстро оканчивать» сосание
  • засыпать сразу после этого

Это, конечно, легко на словах, но оказывается довольно трудным на деле! Некоторые дети как будто рождаются с аппетитом и «вышколенными», в то время как другим необходимо несколько дней или недель для того, чтобы научиться правильно сосать. У каждого ребенка имеются уже с этих пор свои особенности, и мать узнает проявления «личности ребенка».

Несомненным является тот факт - и об этом должна помнить постоянно любая мать (а также и вся семья, которая обязана содействовать матери в этом) - что среди многих других факторов, влияющих на возникновение, повышение и сохранение молочной секреции, самыми главными являются:

  • желание и воля кормить грудью;
  • регулярное прикладывание ребенка к груди;
  • душевное состояние и нервное равновесие матери;
  • согласие, царящее в семье;
  • энергия и «умение» новорожденного сосать;
  • добросовестность, профессиональная подготовка и энергия патронажной сестры;
  • состояние здоровья матери и новорожденного;
  • отдельные медикаменты, назначенные матери и новорожденному.

Для того чтобы техника кормления грудью применялась правильно, мы считаем нужным остановиться на некоторых пунктах, одинаково важных и в роддоме и на дому:

а) Как любое новое дело, техника кормления грудью должна хорошо заучиваться матерью.

б) Ребенок, рожденный в срок, имеющий нормальный вес, но который не сосет и не глотает когда его прикладывают к груди, много дней подряд и при всех кормлениях, является ребенком, который может представлять трудности в будущем и который очевидно пострадал во время беременности и/или родов.

в) Во время кормления грудью роженица должна быть спокойной; ей нельзя делать замечаний. Дома она должна кормить одна в комнате, без «ассистенток» и «советчиц», которые ее отвлекают, раздражают и беспокоят ребенка. Разговоры во время кормления запрещаются.

г) Перед тем как прикладывать новорожденного к груди, мать должна аккуратно вымыть руки, почистить предварительные обрезанные ногти. Длинные, спадающие на плечи волосы следует поднять и собрать в косынку. Снимается лифчик, поддерживающий груди, а затем удаляются стерильные компрессы с сосков. Другими стерильными компрессами или чистым платком, смоченным в теплой воде, обмываются соски, ареола и окружающая кожа.

Грудные железы нельзя смазывать жирными или дезинфицирующими веществами, которые оказываются бесполезными и иногда даже вредными. Раствор борной кислоты, который рекомендовался столь долгое время, оказался с одной стороны раздражающим кожу, вызывающим трещины грудных желез, а с другой стороны, токсическим для ребенка.

д) Запах применяемых некоторыми матерями духов, вынуждает некоторых детей отказываться от груди.

е) Подготовка матери к кормлению делается до пробуждения ребенка. Если он вынужден ждать пока мать будет готова к кормлению, он становится нервным, не схватывает, как следует сосок, глотает много воздуха, сосет с перерывами, вяло или даже засыпает у груди.

Некоторые дети не хотят сосать если их будят; вероятно у них отсутствует ощущение голода и они не удовлетворили свою потребность сна. Это является одной из причин, которые привели к «питанию по просьбе», единственная форма питания, рекомендуемая нами для грудных детей на дому.

ж) Для кормления грудью мать выбирает наиболее удобное положение, как для себя, так и для ребенка. В роддомах существуют специальные палаты со «стульями для кормления», построенными для этой цели.

Дома, в первые дни, роженица кормит лежа в постели имея под головой подушку или свернутый валиком плед, таким образом, чтобы верхняя часть туловища была несколько приподнята. Мать должна лежать на боку, а новорожденный укладывается лицом к матери на угол, образованный плечом и предплечьем, на стороне кормящей груди. Другой рукой мать держит грудь, вкладывая сосок в рот ребенка.

Позже, когда, мать полностью поправилась после родов, кормление производится сидя на удобном стуле со спинкой (не на краю постели), держа ногу со стороны кормящей груди, поднятой на табуретке. Ребенка следует держать несколько повернутым на бок, опираясь головой на угол между плечом и предплечьем. Голову ребенка не следует запрокидывать, так как такое положение мешает ему сосать.

з) Мать вкладывает в рот ребенка сосок и ареолу (если она узкая, ребенок захватывает даже часть кожи, граничащейся с ареолой); только таким образом давление, оказываемое сосательными движениями ребенка, содействует приливу молока через молоковыводящие протоки (галактофорные протоки). Если давление губ и десен ребенка сказывается только на сосок, помимо того, что оно остается большей частью неэффективным («молоко не идет»), могут образовываться эрозии или трещины на уровне грудной железы, вызывающие местную боль, сокращение молочной секреции и даже инфекции.

Мать схватывает грудь на краю ареолы между указательным и средним пальцами, с тем, чтобы нос ребенка оставался свободным для дыхания. Одновременное давление, оказываемое большим пальцем несколько выше на груди, помогает выделению молока из молоковыводящих протоков.

и) Во время кормления нельзя никогда отрывать ребенка от груди ради других дел (отвечать по телефону, открывать дверь). Резкое изъятие соска изо рта может приводить в дальнейшем к отказу от груди.

к) Если новорожденный засыпает во время кормления, прежде чем высосать необходимое количество (по мнению матери), мать должна осторожно двигать сосок во рту ребенка или же попытаться вытащить его. Если ребенок не просыпается, лучше его уложить спать.

л) Что делать, если ребенок не опорожняет грудь потому, что он быстро насыщается? Если он довольно крепкий, сосет через каждые 3-4 часа и насыщается, мать сцеживает оставшееся молоко рукой. Если грудь не опорожняется после каждого кормления, молочная секреция сокращается.

м) Если ребенок слишком слаб, чтобы опорожнять грудь, оставшееся молоко сцеживается рукой или отсосом в чистый эмалированный сосуд. Затем оно подогревается до температуры тела и дается ложечкой, бутылочкой или даже пипеткой.

н) Если мать полагает, что для накопления молока к следующему кормлению хорошо один раз давать ребенку молоко через бутылочку, она ошибается. Со временем, в отсутствие физиологического стимулятора (регулярное опорожнение грудных желез), молочная секреция сокращается.

о) Для грудного ребенка важно, чтобы при кормлении грудью существовали следующие условия:

  • чтобы ребенок не спал
  • чтобы он был голоден
  • чтобы он был в сухих пеленках
  • чтобы он был правильно и удобно спеленатым (не слишком тесно, не слишком тепло, но и не слишком легко)
  • чтобы он был в правильном положении при сосании.

п) После 10-го дня жизни продление сосания более чем 15 (самое большее 20) минут утомляет мать и ведет к ранению груди. Ребенок привыкает засыпать каждый раз, когда его прикладывают к груди; после нескольких минут сосания он засыпает; при попытке уложить его в постель он просыпается и начинает плакать, а когда его опять прикладывают к груди, он пососет несколько раз и снова засыпает. Таким образом, создается порочный круг, который приводит к сокращению молочной секреции, к недостаточному питанию ребенка и к расстраиванию расписания кормлений.

В первые 5-10 минут ребенок высасывает самое большое количество молока и опорожняет грудь за 10, самое большее 15 минут. После этого он сосет только для удовлетворения своей потребности сосать и для удовольствия находиться на руках (а не чтобы получить больше молока).

р) Все оставшееся в груди молоко сцеживается рукой («доится») после каждого кормления.

с) Не надо устанавливать слишком строгое расписание кормлений.

т) Между кормлениями не надо давать ребенку пить слишком много чая (не слишком сладкого!) и не надо его держать на руках.

Часы кормления грудью