У некоторых укоренилась ошибочная концепция в отношении консультирования врача после того как ребенку исполнился 1 год. Родители обращаются к врачу только тогда, когда ребенок болен, когда ему надо сделать прививку или когда он нуждается в эпидемиологических справках.
В семье, обращение к врачу указывает на степень образованности и на заботу родителей о ребенке. Следует подчеркнуть, что семья, в которой имеется маленький ребенок, нуждается в этом периоде в советах врача не только в отношении здоровья, но и в отношении всех вопросов, связанных с образованием навыков, с воспитанием и с общим поведением. До поступления ребенка в детский сад и в школу, врач заменяет воспитательниц в коллективах малых детей и школьных учителей.
На втором году жизни продолжаются мероприятия по предупреждению рахита. Ежедневная физиологическая доза составляет 500-1000 М.ед. Является ошибкой резкое прекращение введения витамина D после того, как ребенку исполнился 1 год. Если невозможно ежедневно вводить витамин D (склонность к поносу у ребенка, небрежность матери), во втором году, в месяцы, содержащие букву Р (сентябрь по апрель) следует вводить через 2,5-3 месяца по 200 000 ед. витамина D3 или D2 перорально.
В северных районах, с малым количеством солнечных радиаций, следует вводить витамин D и в летние месяцы на втором году жизни. Нет надобности ассоциировать к этому и курсовые приемы кальция, если ребенок получает ежедневно около 500 мл молока (или творога). У детей, страдающих рахитом, следует вводить витамин D и в летние месяцы.
Ребенок между 1 и 6 годами нуждается по меньшей мере в четырех консультациях в год (через каждые 3 месяца) с профилактической и воспитательной целью, во время которых затрагиваются вопросы, связанные с питанием, витаминизацией, созданием благоприятной семейной обстановки, организацией каникул, занятием спортом или с ранним направлением развития того или иного дарования ребенка (музыкального).
Вообще, трудно сформулировать схему режима дня. Нормально, ребенок должен приспособиться к ритму жизни семьи.
Утром дети просыпаются спонтанно в разное время. Одни уже «на ногах» когда родители уходят на работу; таких детей надо садить на горшочек, накормить и, если еще слишком рано, снова уложить спать.
Если ребенок не спит, семья не должна оставлять его «валяться» в постели. Ребенка поднимают с постели, садят на горшочек, умывают, кормят и если возможно, выводят на воздух или, по крайней мере помещают в манеж.
Прогулка является обязательной в этом возрасте. Если ребенок пытается, хочет и может ходить самостоятельно, его надо поощрять. На прогулку следует выходить с коляской и как только у ребенка появляются признаки усталости, его надо садить в коляску.
Рекомендуется выводить ребенка на прогулку 2 раза в день. В особенности детей с расстройствами сна и аппетита следует обязательно выводить на прогулку и после обеда - по возможности поближе к вечеру. Следует делать все возможное, чтобы соблюдать точные часы кормлений и послеобеденного сна.
Вечером надо, как и прежде, избегать избытка впечатлений (телевизор, гости, продолжительные игры). Ежедневное купание продолжается дольше, ребенка следует оставлять поиграть в воде. После ванны ребенка тампонируют мягким полотенцем, а затем, более жестким и сухим растирают кожу.
Один или два раза в неделю следует мыть и голову. Если мытье головы производится грубо (или неумело) и если мыльная пена попадает в глаза ребенка, мысль о купании начнет его терроризировать.
Жизнь ребенка должна протекать в семье, в неизменно одинаковой физической (квартира, сад, знакомые места), социальной (родители, братья, сестры, бабушка и дедушка) и психической среде (согласие между взрослыми; родители обязаны удовлетворять потребность ребенка в любви, игре и движении).
Следует избегать «вывод ребенка в свет» (посещения родственников и знакомых). Регулярное соблюдение ежедневного расписания дня в этом возрасте ведет к образованию хороших навыков, стимулирует физическое и психическое развитие, создает атмосферу покоя, уверенности, что является наилучшим методом, для предупреждения столь часто встречающихся в этом возрасте реакций негативизма.
Ребенок начинает самостоятельно ходить, роется повсюду, все «пробует». Наступает возраст, в котором наиболее часто происходят отравления и несчастные случаи в домашней обстановке, что в условиях современной жизни стало главной причиной заболеваний и смертности.
В семьях, где мать не работает или где существуют трудоспособные бабушки и дедушки, ребенок в возрасте 1-3 лет остается на попечении семьи. В любых других ситуациях детские ясли обеспечивают лучший уход. Соседка или чужая женщина без соответствующего образования и подготовки не может заменить материальные условия (обстановка, питание, квалифицированный персонал), существующие в детских яслях, столь многочисленных в нашей стране.
В отличие от семьи, в яслях составляется понедельная программа работы, в зависимости от возраста детей и от времени года. Ребенок нуждается в материальной и аффективной обстановке, которая, помимо удовлетворения потребности в движении и игре, должна вселять в него чувство уверенности.
Для этого необходимо, чтобы ассистентки и воспитательницы:
а) обладали способностью понимать и любить детей
б) равномерно распределяли свои симпатии и чувства между всеми детьми
в) индивидуализировали свой подход и воспитательные методы в зависимости от личности каждого ребенка
г) защищали детей от любой нежелательной случайности
д) удовлетворяли элементарные нужды детей
е) проявляли последовательность и постоянство во всех своих поступках и в том, что они говорят детям
ж) делали все для того, чтобы приближать к себе детей, завоевать их любовь, чтобы дети не чувствовали себя обманутыми
з) обладали хорошей дикцией и говорили правильно (грамотно) на родном языке детей, мягким, ласковым тоном
Слишком строгие программы могут приводить к созданию «детей - марионеток», всецело покоряющихся желаниям родителей и воспитателей. Желательно, чтобы один и тот же состав воспитателей и обслуживающего персонала работал с каждой отдельной группой детей.
Деятельность должна проводиться в больших, просторных, хорошо проветриваемых помещениях, с подходящей мебелью, приспособленной к росту и возможностям детей с тем, чтобы не угрожать их здоровью.
Каждое упражнение должно быть привлекательным, легким, пробуждать интерес и сосредоточивать внимание детей в течение всего этого времени. Малые дети любят подражать, быть «тенью взрослых», так что ассистентка или воспитательница должна следить за каждым своим жестом, словом, не уходить от детей пока продолжается игра.
И один в поле воин, если он по-русски скроен