Надзор и уход за ребёнком от 1-го до 2-х лет

Медицинская помощь

У некоторых укоренилась ошибочная концепция в отношении консультирования врача после того как ребенку исполнился 1 год. Родители обращаются к врачу только тогда, когда ребенок болен, когда ему надо сделать прививку или когда он нуждается в эпидемиологических справках.

В семье, обращение к врачу указывает на степень образованности и на заботу родителей о ребенке. Следует подчеркнуть, что семья, в которой имеется маленький ребенок, нуждается в этом периоде в советах врача не только в отношении здоровья, но и в отношении всех вопросов, связанных с образованием навыков, с воспитанием и с общим поведением. До поступления ребенка в детский сад и в школу, врач заменяет воспитательниц в коллективах малых детей и школьных учителей.

На втором году жизни продолжаются мероприятия по предупреждению рахита. Ежедневная физиологическая доза составляет 500-1000 М.ед. Является ошибкой резкое прекращение введения витамина D после того, как ребенку исполнился 1 год. Если невозможно ежедневно вводить витамин D (склонность к поносу у ребенка, небрежность матери), во втором году, в месяцы, содержащие букву Р (сентябрь по апрель) следует вводить через 2,5-3 месяца по 200 000 ед. витамина D3 или D2 перорально.

В северных районах, с малым количеством солнечных радиаций, следует вводить витамин D и в летние месяцы на втором году жизни. Нет надобности ассоциировать к этому и курсовые приемы кальция, если ребенок получает ежедневно около 500 мл молока (или творога). У детей, страдающих рахитом, следует вводить витамин D и в летние месяцы.

Ребенок между 1 и 6 годами нуждается по меньшей мере в четырех консультациях в год (через каждые 3 месяца) с профилактической и воспитательной целью, во время которых затрагиваются вопросы, связанные с питанием, витаминизацией, созданием благоприятной семейной обстановки, организацией каникул, занятием спортом или с ранним направлением развития того или иного дарования ребенка (музыкального).

Организация дня

Вообще, трудно сформулировать схему режима дня. Нормально, ребенок должен приспособиться к ритму жизни семьи.

Утром дети просыпаются спонтанно в разное время. Одни уже «на ногах» когда родители уходят на работу; таких детей надо садить на горшочек, накормить и, если еще слишком рано, снова уложить спать.

Если ребенок не спит, семья не должна оставлять его «валяться» в постели. Ребенка поднимают с постели, садят на горшочек, умывают, кормят и если возможно, выводят на воздух или, по крайней мере помещают в манеж.

Прогулка является обязательной в этом возрасте. Если ребенок пытается, хочет и может ходить самостоятельно, его надо поощрять. На прогулку следует выходить с коляской и как только у ребенка появляются признаки усталости, его надо садить в коляску.

Рекомендуется выводить ребенка на прогулку 2 раза в день. В особенности детей с расстройствами сна и аппетита следует обязательно выводить на прогулку и после обеда - по возможности поближе к вечеру. Следует делать все возможное, чтобы соблюдать точные часы кормлений и послеобеденного сна.

Вечером надо, как и прежде, избегать избытка впечатлений (телевизор, гости, продолжительные игры). Ежедневное купание продолжается дольше, ребенка следует оставлять поиграть в воде. После ванны ребенка тампонируют мягким полотенцем, а затем, более жестким и сухим растирают кожу.

Один или два раза в неделю следует мыть и голову. Если мытье головы производится грубо (или неумело) и если мыльная пена попадает в глаза ребенка, мысль о купании начнет его терроризировать.

Жизнь ребенка должна протекать в семье, в неизменно одинаковой физической (квартира, сад, знакомые места), социальной (родители, братья, сестры, бабушка и дедушка) и психической среде (согласие между взрослыми; родители обязаны удовлетворять потребность ребенка в любви, игре и движении).

Следует избегать «вывод ребенка в свет» (посещения родственников и знакомых). Регулярное соблюдение ежедневного расписания дня в этом возрасте ведет к образованию хороших навыков, стимулирует физическое и психическое развитие, создает атмосферу покоя, уверенности, что является наилучшим методом, для предупреждения столь часто встречающихся в этом возрасте реакций негативизма.

Предупреждение несчастных случаев и отравлений

Ребенок начинает самостоятельно ходить, роется повсюду, все «пробует». Наступает возраст, в котором наиболее часто происходят отравления и несчастные случаи в домашней обстановке, что в условиях современной жизни стало главной причиной заболеваний и смертности.

Ясли или семья

В семьях, где мать не работает или где существуют трудоспособные бабушки и дедушки, ребенок в возрасте 1-3 лет остается на попечении семьи. В любых других ситуациях детские ясли обеспечивают лучший уход. Соседка или чужая женщина без соответствующего образования и подготовки не может заменить материальные условия (обстановка, питание, квалифицированный персонал), существующие в детских яслях, столь многочисленных в нашей стране.

Уход в яслях за ребенком в возрасте 1-2 лет

В отличие от семьи, в яслях составляется понедельная программа работы, в зависимости от возраста детей и от времени года. Ребенок нуждается в материальной и аффективной обстановке, которая, помимо удовлетворения потребности в движении и игре, должна вселять в него чувство уверенности.

Для этого необходимо, чтобы ассистентки и воспитательницы:

а) обладали способностью понимать и любить детей

б) равномерно распределяли свои симпатии и чувства между всеми детьми

в) индивидуализировали свой подход и воспитательные методы в зависимости от личности каждого ребенка

г) защищали детей от любой нежелательной случайности

д) удовлетворяли элементарные нужды детей

е) проявляли последовательность и постоянство во всех своих поступках и в том, что они говорят детям

ж) делали все для того, чтобы приближать к себе детей, завоевать их любовь, чтобы дети не чувствовали себя обманутыми

з) обладали хорошей дикцией и говорили правильно (грамотно) на родном языке детей, мягким, ласковым тоном

Слишком строгие программы могут приводить к созданию «детей - марионеток», всецело покоряющихся желаниям родителей и воспитателей. Желательно, чтобы один и тот же состав воспитателей и обслуживающего персонала работал с каждой отдельной группой детей.

Деятельность должна проводиться в больших, просторных, хорошо проветриваемых помещениях, с подходящей мебелью, приспособленной к росту и возможностям детей с тем, чтобы не угрожать их здоровью.

Каждое упражнение должно быть привлекательным, легким, пробуждать интерес и сосредоточивать внимание детей в течение всего этого времени. Малые дети любят подражать, быть «тенью взрослых», так что ассистентка или воспитательница должна следить за каждым своим жестом, словом, не уходить от детей пока продолжается игра.

Ребёнок от 2-х до 3-х лет