Третий год жизни со всеми его противоречиями предъявляет большие требования к педагогическому таланту взрослых. Многие родители не понимают истинную проблематику этого возраста и реагируют резко (брань, телесное наказание) когда ребенок не слушается, когда он проявляет упрямство.
Родители должны решить вопрос, какого ребенка они хотят вырастить: послушного, покорного, удобного, или же их задача состоит в том, чтобы помочь ему развиться и созреть соответствующим образом. От всех членов семьи требуется единое, благожелательное, терпеливое и твердое отношение к ребенку. Ему не приносит пользы ни чрезмерная строгость, ни чрезмерная терпимость и баловство.
Допуская мысль, что отрицательные реакции проявления упрямства (ошибочно определяемые как эгоистичные и анормальные) не относятся к родителям и не свидетельствуют об отсутствии привязанности и любви, родители делают первый шаг к пониманию особенностей этого возраста.
Здорового ребенка следует подвергать медицинскому осмотру четыре раза в год. После проверки состояния здоровья (вес, рост, двигательное и умственное развитие), подробно обсуждаются вопросы, связанные с материальными и психическими условиями, которые может предоставлять семья и которые лучше всего подходят для данного ребенка.
Перед каникулами врач должен рекомендовать подходящую для ребенка климатическую зону: море, горы, холмистую местность. Ребенок должен проводить каникулы вместе с родителями. Не следует предпринимать утомительные путешествия. Прививки, в том числе и повторные, производятся согласно указаниям соответствующего врачебного участка. Продолжается введение витамина D два раза в течение периода сентябрь-апрель.
Ежедневная прогулка ребенка в возрасте 3-х лет абсолютно необходима. Лучше всего выводить ребенка в сады или парки. Он в восторге, когда его ведут за руку или носят на плечах. Игровые площадки, деревья, цветы, разнообразие ландшафта являются стимулирующими элементами для детей. Наличие разных животных представляет для них постоянное развлечение.
Зимой прогулки совершаются в ближайшем саду, где существуют специально оборудованные площадки для детей. Весной и в выходные дни, в хорошую погоду, ребенка можно вывозить в более отдаленное место, лучше всего в немного людный лес, где он может полностью наслаждаться природой, или в зоологический сад, чтобы увидеть «живых» зверей.
Среди несчастных случаев, происходящих в этом возрасте, можно упомянуть:
Ребенку нельзя разрешать играть со спичками, с зажигалкой, трогать газовую плиту, штепсельные розетки, газовые печи. Под присмотром родителей ему можно разрешать включать свет, радио, телевизор.
Во время прогулок по городу ребенка нельзя никогда упускать из виду, так как в любой момент он может выскочить на проезжую часть улицы.
Его нельзя оставлять дома одного или на попечение старших братьев или сестер (7-8 лет), которые в пылу игры с другими детьми могут позабыть о своем младшем брате.
Наконец, ребенка в возрасте 3-х лет нельзя никогда оставлять наедине с младшим братом. У него еще недостаточно определилось понятие о добре и зле, об опасностях. Отсутствие контроля, психическая и двигательная неустойчивость могут привести его к действиям, подвергающим опасности жизнь младшего брата.
Как мы уже указывали, взрослые, присматривающие за детьми в яслях, должны обладать большим терпением, любить детей, быть спокойными, иметь хорошее физическое и психическое здоровье.
Любая деятельность, происходящая на глазах у детей, должна сопровождаться объяснениями. «Дети, сейчас мы пойдем в ванную»; «Мы моем руки водой и мылом»; «Мы готовимся к обеду»; «Мы играем в мяч». Игры, организуемые в коллективах, делятся на три категории:
а) Игры, связанные с движением, очень нравятся детям (прохождение через туннель из столов, ползание через туннель из стульев, бег с флажками, кувыркание на матрацах, прыжки с мячом, ходьба по прямой или наклонной доске, катание с горки).
б) Игры, развивающие ловкость рук, начинаются со 2-го года жизни:
в) Игры познавательные. Детям показывают изображение дерева с плодами, украшенной ёлки, кошки, голубя, лягушки, апельсина, яблока. Затем показывают предмет в натуральном виде или живое животное, с которым ребенок знакомится близко, в трех плоскостях, щупает его (если показывают фрукты, всем детям дают попробовать по кусочку, а цветы все должны понюхать).
В этом возрасте ребенок не понимает абстрактно, как выглядит описанный предмет, когда он изображен на рисунке в одной только плоскости.
При каждом показе надо отвечать на вопросы по порядку:
Игры следует чередовать (движение, распознавание, ловкость). Надо подготавливать заблаговременно наглядные пособия. Игру объявляют заранее. После окончания игры дети должны сложить игрушки на этажерках, в классе группы, чтобы иметь их под рукой.
И один в поле воин, если он по-русски скроен