Уход за ребёнком 3-6 лет

Из всего вышесказанного в связи с развитием общей и тонкой подвижности, речи и общительности вытекает, что дошкольник должен быть способен выполнять минимум действий, которые отражаются на организации дневного распорядка и ухода за ребенком.

а) Начиная с 3-х лет: ребенок одевается с посторонней помощью, играет в группе, строит мост из 3-х кубиков, срисовывает круг, говорит свое имя и фамилию, бросает мяч, держится на одной ноге в течение 1 секунды.

б) Начиная с 3,5 лет: легко расстается с матерью, знает свой пол, понимает и идет по трем направлениям (вперед, назад), прыгает на месте и прыгает вперед.

в) Начиная с 4-х лет:

  • застегивает пуговицы
  • показывает самую длинную линейку
  • срисовывает крест
  • рисует облик человека (весьма грубо) из трех частей
  • понимает слова с их противоположностью («голод», «холод», «усталость»)
  • понимает наречия «над», «внутри», «снаружи»
  • прыгает на одной ноге

г) Начиная с 4,5 лет: срисовывает квадрат, рисует человека из 6-и частей, держится на одной ноге 5 секунд.

д) Начиная с 5 лет: одевается без помощи, держится на одной ноге 10 секунд.

Гигиенические навыки

Гигиенические навыки представляют собой основной компонент в воспитании и сохранении здоровья. Желательно, чтобы создавались предпосылки (в соответствии с возрастом), посредством которых акты гигиены получали смысл и доставляли удовольствие.

Чтобы доставить до умывальника ребенок должен иметь в распоряжении низкий устойчивый табурет. Личные туалетные принадлежности:

  • мыло
  • губка
  • полотенце
  • крем
  • зубная паста
  • гребешок
  • щетка
  • зубная щетка

Надо помещать на полке, соответствующей росту ребенка. Зеркало должно также находиться на подходящей высоте, чтобы ребенок мог смотреть на себя во время выполнения гигиенических процедур (мытье, причесывание), пополнять сведения о собственном теле и радоваться своему опрятному виду. Ребенка надо учить соблюдать порядок в личных предметах туалета и одежды.

Тактично и спокойно взрослые должны приучать ребенка, начиная с 3-х лет, выполнять следующее:

  • мыться самостоятельно в небольшом тазе, помещаемом на низком столике или на ящике в ванной комнате или в кухне; в современных квартирах, после 4-5 лет ребенок должен научиться орудовать кранами и мыться в умывальнике;
  • мыться после пользования уборной и после игры;
  • пользоваться в изобилии водой и мылом;
  • раздеваться самостоятельно - ребенок умеет расстегивать шнурки и тесемки; раздевание нательного белья (майки) делается с помощью взрослых до 4,5- 5 лет;
  • одеваться самостоятельно (ребенок это любит);
  • складывать носильные вещи в порядк;
  • ходить самому в уборную; после «отправления своих нужд» (в особенности после стула), некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, хотя им хотелось бы справиться лично с этой «задачей». Ночью некоторые дети встают сами, чтобы пойти «на горшок» или в уборную;
  • мыть руки и зубы до и соответственно после еды;
  • полностью опорожнять тарелку, ставить в определенное место посуду, в которой он ел.

Проснувшись утром, ребенок должен вставать с постели; длительное лежание в кроватке предрасполагает к лени. Если ребенок должен уходить из дому рано утром желательно будить его мягко, заблаговременно, чтобы он начинал день спокойно и имел время поесть не торопясь. Формирование его личности страдает, если мать или бабушка приготовляет ему все сама под тем предлогом, что нет времени или что он еще маленький.

Правильные навыки вырабатываются именно в этом возрасте. Среди них желательно, чтобы между ребенком и водой установилась «дружба», которая должна продолжаться всю жизнь. Утреннее умывание должно стать удовольствием.

Тон, которым пользуются родители, их пример, температура воды, качество мыла, условия комфорта при умывании (температура в помещении, чистота и порядок в ванной, легко доступные принадлежности для туалета и умывания) и избежание назойливости являются элементами, которые следует принимать во внимание с целью стимулирования ребенка, чтобы утренний туалет стал приятной и постоянной привычкой. Утренний туалет включает не только мытье рук и лица, но и верхней половины тела («от талии вверх»), причем следует уделять особое внимание сильно потеющим участкам (подмышки, кожные складки шеи).

Чистка зубов и причесывание являются обязательными. К 5-6 годам некоторые дети привыкают принимать даже «утренний» душ, что, помимо более тщательной чистоты тела, способствует также и лучшему закаливанию ребенка и красоте кожи.

Общая вечерняя ванна

В случаях современной жизни желательно, чтобы ребенок принимал ванну ежедневно. Для того, чтобы это делалось с удовольствием, ребенка надо привлекать к участию в открытии кранов, он сам должен устанавливать температуру воды и ее количество в ванне (около 36,5-37,5°C зимой и около 35-36°C летом).

Холодная вода и «души» (холодной или теплой водой) используются только с согласия и желания ребенка. Начиная с 5 лет ребенок должен уметь умываться сам, правда, под присмотром.

Желательно, чтобы ванна принималась перед укладыванием в постели на ночь. В сельских местностях, в зимнее время, если ежедневное купание невозможно, следует производить «большое» еженедельное купание.

Нельзя употреблять едкое мыло, шелочный раствор для мытья белья, которые могут обусловить раздражение кожи. Надо предпочитать «жирное» мыло, которое, чистит, не растворяя тонкий слой жира, покрывающий кожу.

Техника купания

После того, как ребенок погрузился в ванну, ему надо дать свободно растянуться в воде. Затем его тщательно намыливают (а если ребенок постарше, он это может делать сам).

Щеткой для ногтей аккуратно чистятся ногти на руках и на ногах.

После 4-х лет ребенка следует приучить пользоваться купальной щеткой, которая закаляет и делает мягкой кожу. Надо начинать осторожно, без резкости, от голеней, к коленям и спине, так как это менее чувствительные зоны. Щеткой делаются вращательные движения, чтобы активировать кровообращение. Следует пользоваться мягкой щеткой из тонкого волоса, из шелка или пластмассы.

После 6-и лет можно использовать щетку из конского волоса. Независимо от метода мытья, - путем простого намыливания, перчаткой или, наконец, щеткой, мать обязана тщательно и настойчиво мыть кожу ребенка, которая в этом возрасте полна пыла. Хорошее растирание (в воде и после ванны) имеет также и лечебное значение: оно оказывает стимулирующее действие на детей лишенных энергии и действует успокоительно на нервных детей.

Сразу же после выхода ребенка из воды его заворачивают в сухую, хорошо согретую и нежесткую купальную простыню (льняную, конопляную или мохнатую) и обсушивают путем энергичного и быстрого растирания.

После ванны кожа ребенка должна быть розовой, чистой и мягкой. Затем чистятся при помощи ваты складки ушных раковин. Ногти на руках обрезают кругло, а ногти на ногах - ровно (ножницами или специальными щипчиками), не обрезывая по краям; обрезывание по краям может обусловить образование вросших ногтей.

Туалет лица ребёнка 3-6 лет