В нашей стране большие роддома располагают отделениями интенсивной терапии и оживления, где оказывается помощь недоношенным и другим новорожденным детям, жизнь которых в опасности. Эти отделения оснащены инкубаторами, устройствами для введения кислорода, для регулирования температуры и влажности окружающей среды и обслуживаются специализированными врачами и средним медицинским персоналом.
Недоношенные дети содержатся в этих отделениях пока их вес не достигает 2500 г.
После выписки из роддома уход за недоношенными детьми подымает трудные вопросы в связи с питанием, поддержанием температуры тела, защитой от инфекций, предотвращением недостаточности витаминов и железа.
Элективным продуктом питания является материнское молоко. Поэтому пока недоношенного ребенка питают в роддоме путем откармливания (гаважа), мать обязана ежедневно сцеживать свое молоко, чтобы сохранить молочную секрецию.
Если имеет силу и «научился» сосать грудь, его надо прикладывать к груди. Это требует большого усилия от матери. Она должна выжимать себе грудь в условиях безупречной чистоты и сохранять молоко в холодильнике до пробуждения ребенка. Перед использованием молоко подогревают до- 37°С.
Каждой семье с грудным ребенком и в особенности с недоношенным ребенком необходимо иметь холодильник.
Хорошие результаты получаются и с полуснятым молоком (Lacto), Эледоном, адаптированным молоком (Humana 0 до достижения веса 3000 г; затем Humana 1 или Similac), молоком в порошке Lactosan или Rarau, если эти препараты приготовляются и применяются правильно.
Кормить следует малыми порциями и часто. Как уже указывалось выше, желудок недоношенных детей обладает малой вместимостью, они срыгивают и вырывают легко, быстро устают.
Требуется терпение и умение. Надо употреблять мягкие соски с более широким отверстием. Опытная мать может помогать ребенку сосать из бутылочки, слегка нажимая пальцем вверх на подбородок ребенка. После каждого кормления ребенка надо держать в вертикальном положении около 15 минут, чтобы уменьшить риск срыгивания и помочь выходу проглоченного воздуха.
Приготовление молока из порошка или необходимых разведений делается с особым вниманием, перед каждым кормлением, для одного кормления, соблюдая тщательную чистоту бутылочек, сосок и посуды.
Всякий препарат, за исключением адаптированных (Humana, Similac) или подкисленных (Eledon), надо прокипятить перед тем как давать его ребенку, независимо от указаний на коробке. Оставшееся в бутылочке молоко нельзя сохранять для следующего кормления.I
Суточный рацион, промежуток между кормлениями, выбор того или иного молочного препарата, метод приготовления и любые изменения устанавливаются врачом-педиатром совместно с патронажной сестрой.
Регулирование температуры обеспечивается постоянным нагреванием комнаты (22-24°С), заботясь о том, чтобы ночью температура не падала ниже 18°С. Следует обязательно иметь электрокалорифер и пользоваться им, когда температура в комнате спадает ниже 20°С.
Отопление углем опасно, как из-за газов, которые выделяются, так и потому что ночью температура в комнате может слишком сильно и резко снижаться.
Температуру в кроватке (корзинке) ребенка можно также поддерживать при помощи бутылок с теплой водой, плотно завинченных и завернутых в пеленки, чтобы не причинять ожогов.
Следует избегать перегрева недоношенного ребенка путем проверки температуры тела (ректальная температура должна быть всегда около 36,5-36,8°С) и проверки температуры в комнате при помощи комнатного термометра, повешенного на стене над кроваткой ребенка.
Грудного ребенка надо пеленать в мягкие пеленки, не слишком тесно, чтобы не ограничивать его движения. Пеленки и метод пеленания устанавливаются при содействии патронажной сестры.
Влажность атмосферы надо обеспечивать при помощи кастрюли с водой, помещенной вблизи теплотворного устройства, или влажных тряпок, положенных на калорифер.
В комнату новорожденного должна входить только мать или лицо, которое ухаживает за ним. Посещение родственников и в особенности выход с ребенком «в гости» является наиболее частым источником заболеваний.
Для ребенка выбирают металлическую кроватку, которую можно мыть водой и мылом и, при надобности, антисептическим раствором.
Белье ребенка хранится в специальном шкафу, отдельно от белья остальных членов семьи.
Полы убирают пылесосом (не метлой) и моют водой со щелочью раз в неделю.
Печи, калорифер, стена вблизи кроватки ребенка, стол для пеленания, коляска моются щелочью раз в неделю.
Грязные пеленки собирают в ведро с крышкой, которое следует мыть ежедневно. Белье ребенка кипятят ежедневно и хорошо полощут, чтобы не оставалось следов мыла, которые вызывают раздражения кожи. После высушивания белье гладят накаленным утюгом.
В случае насморка мать должна носить маску.
Недоношенный ребенок нуждается в 60 мг витамина C, вначале в виде раствора (примерно 1/2 фиолы в 2 мл), а после введения разнообразного питания, в виде соков из свежих фруктов, в соответствии со временем года и с тем как их принимает и переносит ребенок.
Рахит предупреждается путем ежедневного введения 1000-2000 ед. витамина D2 или D3 или высоких доз (200 000 ед.) в виде инъекций через каждые 6 недель. В последнее время дается ребенку и витамин A, 1500-3000 ед. в день.
Для предупреждения анемии, ребенку дают препарат железа перорально или, при необходимости, в виде инъекций.
Родители недоношенного ребенка желают знать, как он будет развиваться в будущем с нервной и психической точки зрения.
Когда этот вопрос ставится сразу после рождения и относится к определенному недоношенному ребенку, для врача трудно дать точный ответ и предвидеть с уверенностью его эволюцию.
Все же хочется привести несколько примеров недоношенных детей, которые стали одними из самых блестящих умов человечества: Вольтер (великий французский писатель и философ, 1694-1778), Огюст Ренуар (1841-1919, великий французский художник); Виктор Юго (1802-1885, французский писатель); Ньютон (1642-1727, английский математик, физик, астроном и философ); Винстон Черчиль (1874-1965, выдающийся английский политический деятель, премьер-министр во время второй мировой войны).
После этого оптимистического утверждения следует, однако заметить, что относительно многих недоношенных детей можно высказать окончательные прогнозы только после долгих месяцев наблюдения и ухода за ребенком со стороны опытного врача-педиатра и семьи.
В Румынии профессор доктор Георге Голдиш и психолог Стела Ескенази опубликовали результаты исследования 386 недоношенных детей (родившихся с весом тела от 850 г до 2500 г), которые находились под их наблюдением между возрастом 1 месяца и 42 месяца.
Из анализа данных, полученных этими авторами, вытекает наличие следующих особенностей психической и моторной эволюции группы исследованных недоношенных детей:
1. Моторное и психическое развитие недоношенного ребенка без систематизированных неврологических расстройств имеет специфический характер.
До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто. Недоношенные дети не держат голову в возрасте 2 месяцев, не сидят самостоятельно в возрасте 6-8 месяцев, не хватают предметы в возрасте 4 месяцев.
2. После 8-9-месячного возраста происходит спонтанное, порой полное наверстывание моторного отставания. Передвижение, статическое и динамическое равновесие (дети держатся на ногах, затем ходят без посторонней помощи) нормализируется примерно к возрасту 13-18 месяцев.
Однако еще остается примерно до 42 месяцев некоторая неуклюжесть, неловкость движений рук, тонкое хватание выполняется с трудом.
3. Расхождение между кривой развития понимания речи («внутренняя речь» или «пассивная речь»), которое нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне почти до 3 лет.
60 % детей в возрасте 30 месяцев пользуются жаргонной, лишь частично понятной, речью. Зато, эти дети все понимают хорошо, выполняют указания, ассоциируют, показывают жестами, имитируют, имеют соответствующему возрасту мимику.
К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают сразу, скачками, речевое отставание, как в отношении речевого запаса, так и в отношении образования предложений. В данном исследовании 20 % детей представляли отставание речи в возрасте 42 месяцев.
У значительной части этих детей (выше 50 %) отмечались эмоциональные разрядки (приступы плача, ярости, агрессивности) без обоснованных причин.
Вообще, недоношенного ребенка надо сравнивать с родившимся в срок ребенком, вычитывая из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных догоняют родившихся в срок детей.
Помимо вышеупомянутых отставаний (ходьба и речь), у недоношенных детей отмечается состояние беспокойства, бессонница, нарушения аппетита, затруднения в приеме твердой пищи, затруднения вырабатывания некоторых навыков.
Однако мать не должна терять терпения из-за неловкости ребенка, но и не слишком опекать его; как и всех других детей, недоношенных надо оставлять играть, падать, «набивать себе шишки и синяки».
Чрезмерная боязнь родителей и в особенности полная зависимость от матери только задерживает процесс развития и психомоторной рекуперации этой группы детей.
Согласно нашим наблюдениям, большая часть недоношенных детей обладает нормальным умственным развитием, но остаются с психическим непостоянством, с реакциями негативизма, а иногда и насилия.
Спокойное отношение, понимание и общая семейная атмосфера способствуют преодолению этих расстройств поведения у бывших недоношенных детей.
И один в поле воин, если он по-русски скроен