Возобновление трудовой деятельности матери

а) Согласно социалистическому законодательству, «беременные женщины имеют право на оплачиваемый отпуск до родов и после родов с возможностью их компенсирования один за счет другого».

Кормящая грудью мать имеет право далее на сокращенный рабочий день (6 часов). Патронажная, сестра должна заняться подготовкой матери и грудного ребенка для соответствующего приспособления к перемене жизненного режима, которая если не делается правильно, может обусловить весьма тяжелые последствия.

С 6-недельного возраста ребенок был приучен к фруктовому соку. Если ребенка вскармливают только грудью, за 7-10 дней до возвращения матери на работу, для второго кормления вводится молочный препарат.

Следует начинать с количества 25 мл и увеличивать ежедневно на это же количество, с тем, чтобы в течение 6-7 дней доходить до 150-170 мл в бутылочке, которая должна полностью заменить грудь во время соответствующего кормления.

В тех случаях, когда дается коровье молоко, разведение должно приготовляться из 2/3 молока и 1/3 рисового отвара в концентрации 2-3 %, и подслащаться 5 % сахара. Сухое молоко (Lactosan) приготовляется в концентрации 9 % (2 мензурки по 4,5 г) в 3 % рисовом отваре и подслащается 5 % сахара. Соответственно, бутылочка приготовляется следующим образом:

- либо 120 мл свежего коровьего молока + 60 мл 3 % рисового отвара (на 1000 мл воды 30 г риса) и 8 г сахара либо 200 мл 3 % рисового отвара, в который добавляется (вначале 4, затем постепенно 6 мензурок по 4,5 г) сухое молоко и 10 г сахара;

- либо, лучше всего, адаптированный препарат (Humana 1, Similac, Milupa 1 и т.д.) или частично адаптированный препарат (Robebi А).

В первое время, мать должна лично приготовлять, утром до ухода на работу, соответствующую бутылочку и оставлять ее в холодильнике с тем, чтобы ее подогревали перед кормлением. Если у нее есть достаточно молока, она должна его сцеживать, вливать в стерильную бутылочку, которую надо хранить в холодильнике и подогревать перед кормлением.

б) Лицо, ухаживающее за ребенком в отсутствии матери находящейся на работе, следует выбирать с большой рассудительностью.

Родственницы лучше всего замещают мать, при том условии, чтобы в отсутствии матери уход за ребенком осуществлялся в соответствии с указаниями родителей, врача и патронажной сестры.

Можно при случае прибегать к помощи соседки, у которой также имеется грудной ребенок. Если они работают в сменах, обе соседки могут поочередно ухаживать за двумя грудными детьми.

Матери, работающие посменно, могут также оставлять детей дома на попечении отцов, если разрешают условия его работы.

За неимением родственницы, надо нанять постороннее лицо или определить ребенка в ясли. Если по той или иной причине не прибегают к услугам яслей, женщина, обеспечивающая уход за ребенком, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • быть надежной
  • быть честной
  • обладать опытом ухода за ребенком
  • любить ребенка и хорошо с ним обращаться
  • обладать паспортом с пропиской участка милиции, в котором она проживает (адрес должен быть правильно записан родителями)
  • быть здоровой: предварительно производится легочная микрорентгенография, реакция Борде-Вассермана (для выявления сифилиса), гинекологический осмотр для выявления венерического заболевания, проверяется, нет ли какого-нибудь кожного заболевания (инфекционного или грибкового), не страдает ли какой-нибудь нервной или психической болезнью
  • быть достаточно находчивой, чтобы уметь выходить из непредвиденных положений.

Какие сведения даются женщине, которая остается одна дома с ребенком:

- название, адрес и телефонный номер учреждений, в которых работают оба родителя;

- фамилия, адрес и телефонный номер лиц, к которым при случае родители пошли в гости.

в) Ясли. После окончания декретного отпуска дети работающих матерей могут помещаться в ясли. Детские ясли функционируют по 8-12 часовой программе или по круглосуточной недельной программе. Мать должна своевременно договориться с патронажной сестрой о необходимых формальностях для приема в ясли.

В детских яслях дети распределяются по следующим возрастным группам:

а) грудные дети

б) дети предшкольного возраста, младшей группы: от 12 до 18 (22) месяцев

в) дети средней преддошкольной группы: 18-30 месяцев

г) дети старшей преддошкольной группы: 30-36 месяцев

Ясли являются специальными учреждениями для воспитания детей в соответствующих условиях: расположение; площадка для игр и прогулки детей на свежем воздухе; здание соответствующих размеров и архитектуры, обеспечивающее занятия детей по возрастным группам, в - функциональных условиях, позволяющих предупреждение заразных заболеваний в коллективе.

В детских яслях дети питаются согласно установленным научным критериям. Во время ухода за грудными детьми в их кроватке или на столах для пеленания, во время кормления и купания, детские сестры и фельдшерицы стимулируют психическое и моторное развитие грудного ребенка, соответственно каждому возрасту, как указывалось в главе о грудном ребенке.

Для того чтобы воспитательный процесс протекал в оптимальных условиях, детские ясли предусмотрены богатым набором игрушек и соответствующей возрасту мебелью (манежи, высокие стулья, стулья на колесиках, низкие столики).

Помимо основного профессионального образования (теоретического и практического), лица, ухаживающие за детьми, должны обладать особыми индивидуальными качествами:

  • они должны любить детей
  • быть терпеливыми (в жестах и речи)
  • быть умелыми
  • быть чистоплотными

Одним словом, наряду с медицинской и педагогической подготовкой, каждая детская сестра должна обладать всеми качествами, чтобы заменять матерей.

Среди главных задач детских яслей следует назвать следующие:

а) обеспечение соответствующих жизненных условий (питание, сон, закаливание) для гармоничного физического и психического развития

б) предупреждение заболеваний путем отбора детей при приеме, своевременных вакцинаций и иммунизаций, раннего выявления заразных заболеваний и наблюдения за контактными детьми; соблюдение правил гигиены

в) выявление и стимулирование человеческих способностей, свойственных грудному возрасту: хватание рукой, ходьба, аффективность (любовь к лицам, которые ухаживают за ребенком), речь.

Грудной ребёнок от 2-х до 3-х месяцев