Аппликация для ребёнка

[an error occurred while processing this directive]

Аппликация как вид изобразительной деятельности удовлетворяет стремление ребенка к деятельному познанию окружающего мира, к активному творческому отображению его. Аппликация содействует выявлению главного признака предметов реального мира - познанию формы.

В этом виде изобразительной деятельности вы поможете ребенку создавать изображения и узоры, наклеивая вырезанные вами из цветной бумаги геометрические формы. В дальнейшем (к пяти годам) вы покажете, как пользоваться ножницами, и он будет сам создавать геометрические формы.

Аппликация предъявляет к восприятию повышенные требования, ставит перед ребенком задачу быть внимательным к форме предмета, его конструкции, к взаиморасположению его частей. Являясь средством творческого отражения мира, аппликация активизирует процесс познания свойств предметов (формы, величины, цвета).

Аппликация в младшем возрасте осуществляется конструктивным путем, то есть под руководством взрослого ребенок выделяет части предмета, после чего воспринимается и изображается весь предмет в целом.

В процессе аппликации проявляется эмоциональное отношение малыша к воспринятому и отображаемому, воспитываются у него эстетические и нравственные чувства. Развивается способность воспринимать задачу и выполнять указания, прилагать умственные усилия, чтобы сделать лучше.

Когда перед ребенком ставится задача найти недостающие части, сложить предмет из взаимозаменяющих элементов (сделать домик из трех треугольников), это подводит его к восприятию взаимоотношений геометрических форм. Важно при этом приучать малыша заранее представлять себе результат.

В процессе аппликации развивается речь, укрепляются связи между восприятием и мыслительной деятельностью. Аппликация обогащает такими знаниями геометрических форм, которые используются в других видах изобразительной деятельности, и, что очень важно, подготавливает ребенка к обучению математике в 1-м классе.

Для выявления формы предметов с целью отражения их используйте способ обследования. Стремитесь обучить ребенка изображать предметы на основе представлений реального предмета, а не копировать образцы. При этом у него развивается элементарная самостоятельность изображения. С этой целью учите внимательно, как уже говорилось, обследовать предметы и разнообразные геометрические формы. Из них ребенок самостоятельно выберет нужные ему для изображения, научится анализировать, сравнивать, соотносить контур предмета с геометрической формой.

Стремитесь вызвать у малыша и определенное отношение к воспринимаемому, как в процессе обследования, так и при воспроизведении воспринятого; ставьте задачу так, чтоб он ее принял, то есть захотел воспроизвести, изобразить предлагаемый предмет и активно искал для этого нужный материал, становился лично заинтересованным в результате.

Проводите наблюдения над предметами, которые предстоит изобразить, разучивайте стихотворения, делайте несложные постройки. В процессе ознакомления с окружающим внимательно рассматривайте эти предметы. Все это подготовит ребенка к принятию поставленной цели, разовьет интерес и определенное отношение к тому, что предстоит изобразить.

Задачу формируйте действенно, оживляя восприятие динамичностью предмета: «Колобок смотрит», «Мячики покатились». Обозначьте качества предметов: «Солнышко яркое», «Бусы красивые».

Внимание и интерес ребенка вызывайте образным словом, в котором ярче проступают характерные признаки предмета. Это стимулирует принятие ребенком задачи.

Так, изображая грибочки, приговаривайте: «Сделать грибочек маленький да складный, в шапочке нарядной». Или, рассмотрев рыбку и наклеивая ее, говорите: «Рыбка хвостиком виляет...»

Занимая ребенка аппликацией, стремитесь развивать его догадливость, будите мысль, поощряйте самостоятельность, побуждайте находить способ воссоздания образа. Так, покажите прямоугольник или квадрат и спросите: «Что надо добавить, чтобы получился домик?», «Что прибавить к ножке, чтоб получился гриб?». Напомните ребенку последовательность действий, помогите в технике намазывания, наклеивания.

Для воспроизведения вначале подберите предметы целостной формы: колобок, мячи, флажки. Затем - состоящие из двух и трех частей (Снеговик, Неваляшка, цыпленок).

Побуждайте ребенка наклеивать изображение повторно, в разных ситуациях, чтобы закрепить усвоенное. Предмет, предложенный для воспроизведения, поставьте в некотором отдалении от малыша, чтобы только одна сторона была обращена к нему: отдаленность облегчает плоскостное восприятие.

Упражняйте ребенка в умении распознавать форму разной величины (квадрат большой - квадрат маленький), разной пропорции и по-разному расположенную в пространстве.

Стремитесь к тому, чтобы малыш больше действовал сам, активно бы оперировал формами, по-разному выкладывая их, что делает познание более эффективным, чем только зрительное восприятие. Например, предложите ребенку выложить из форм и наклеить грузовую машину, предварительно показав ее и попросив назвать, какой формы кабина, борт, колеса. Когда он сложит и наклеит (прямоугольники, квадрат), пусть сам найдет среди других форм недостающие части - кружки для колес, другие вырезанные формы, чтобы нагружать ее (помидорами, яблоками, огурцами).

Большое значение имеет привлекательность реального предмета и заготовленного для воспроизведения его материала. Яркость и красота сразу привлекают внимание ребенка. Это заставляет его быть внимательным в будущей работе к внешнему виду. С этого зарождающегося чувства красоты малыш делает первые шаги в своем эстетическом развитии. Имейте это в виду, подбирая цвет картона, бумаги, красок.

В аппликации ребенок впервые знакомится с конструкцией предметов, с понятием симметрии, пропорции. Расположение и наклеивание геометрических форм воспитывает у него и чувство ритма в чередовании форм и цвета.

Приучая к поиску, вы должны искать сами: работы должны быть эмоциональными, разнообразными. Сам процесс - экономичным, так как устойчивость детского внимания низка; ребенка, как известно, обычно радует возможность побыстрее получить результат. Подскажите, что нужно выложить изображаемый предмет, узор, а потом по одной детали снимать и наклеивать,- получится быстрее.

Используйте разные способы наклеивания мелких деталей рисунка в аппликации. Например, при наклеивании ромашки не намазывайте каждый лепесток, а обведите кисточкой с клеем вокруг желтенького глазка, а потом сдвиньте к нему белые лепестки. Тот же прием ребенок может использовать, когда хочет, чтобы елочку «снежок укутал». Пусть он намажет между «ветками» клей и обсыплет «снежком» - мелко нарезанной бумагой. Очень радует его сам процесс работы, возможность самому устроить «снегопад».

К трем годам ребенок должен уметь:

  • раскладывать в указанном порядке на полоске готовые формы (кружки или квадраты двух цветов), чередуя их по цвету
  • последовательно наклеивать изображения предметов (мяч, грибок)
  • составлять узоры на полоске, четырехугольнике, круге, чередуя по цвету, форме, размеру кружки, квадраты
  • изображать предметы из двух, трех одинаковых по форме частей (снеговик, башенка)
  • создавать узоры из кругов, четырехугольников, треугольников одного, двух цветов
  • изображать предметы прямоугольной формы (флажок, тележка, домик)

Аппликация на заданную тему