Аппликация на заданную тему

Кубики и шарики

(Три-четыре года)

Материал: полоска бумаги размером 8 x 20 см, круги и квадраты из цветной бумаги.

Цель: упражнять ребенка в распознавании формы и цвета предметов. Предварительно перед занятием поиграйте с ним в игровом уголке с кубиками и шариками, отметьте их форму и цвет. Побудите его к наклеиванию игрушек. Побеседуйте сначала о том, чтобы кубики и шарики малыш наклеивал по очереди. Прежде чем наклеивать, он может расположить готовые формы на полоске бумаги.

Напомните ему, что клея на кисточку надо брать немного, обязательно пользоваться чистой тряпочкой для прижимания и удаления лишнего клея. Следите за аккуратностью в работе. Полюбуйтесь вместе с ребенком готовой аппликацией, похвалите его.

Узор на круге или квадрате

(Три-четыре года)

Материал: круг диаметром 14 см, четыре кружка диаметром 2,5 - 3 см. Если будете наклеивать узор на квадрате, заготовьте его и соответственно его размеру вырежьте кружки или квадратики.

В узор на круге можно включить или кружки разного размера (большие - маленькие) или квадраты.

Покажите ребенку, как можно расположить узор по краю (или по углам квадрата), используя прием чередования фигур по величине: например, по углам большие круги (или квадраты), а между ними - маленькие. Пусть ребенок проявит больше самостоятельности в намазывании готовых форм клеем и аккуратном приклеивании их, вы только помогайте ему словесно, поощряйте.

С возрастом, естественно, как и в других видах изобразительной деятельности, усложняются задачи, которые малыш может решать с вашей помощью.

Закрепив те умения и навыки, которые он приобрел в предыдущем возрасте, вы помогаете ему более точно передавать строение несложных предметов, определять положение частей предмета (вверху, внизу).

В этом возрасте научите его пользоваться ножницами. Вырезание ножницами - дело сложное для малыша. Надо терпеливо помочь ему отрезать по прямой линии узкие и широкие полоски бумаги. При этом ставьте перед ним игровые задачи. Например, нарезать «билетики» для проезда в автобусе, использовать полоски для изображения забора, лесенки. А когда ребенок овладеет навыками вырезания, можно перейти к более сложным вещам: вырезать снежную бабу, домик.

В старшем дошкольном возрасте (шестой год) из различных геометрических форм, вырезанных из картона или цветной плотной бумаги. Ребенок уже может выклеивать сложные картинки: ромашку или куклу, из квадратов, треугольников и прямоугольников - дом с окном и забором, дом с трубой и дверью, улицу, из прямоугольников и кружочков - мотоцикл или человечка.

Он осваивает все приемы вырезания довольно прочно, в том числе закругление углов. В этом возрасте он уже пользуется не готовыми формами, а нарезанными одинаковой величины прямоугольниками. Из них он и получает нужные ему формы.

С вашей помощью ребенок осваивает способ передачи изображения в движении. Так, например, человека в движении передают, изменяя положение рук и ног, животных - положения передних и задних ног, а также поднятой мордой.

Семилетний ребенок с удовольствием займется формообразованием. Он с интересом подбирает предметы и картинки в соответствии с геометрической формой. Например, «собери по 2 предмета треугольной формы и по одному - всех других форм, которые ты знаешь».

Учите его вырезать предметы разной формы по частям из бумаги разного цвета; красиво располагать аппликацию на листе бумаги (осенние цветы, ветка с осенними листьями, золотая осень, дом с флагами, грузовик, коврик). Желательно освоить процесс вырезания «на глаз» из листа бумаги несложных силуэтных изображений (птицы, зайцы), передавая их характерную форму.

Для изображения живых существ (кроликов, рыбок, кошек) кроме наблюдения надо еще пользоваться игрушками, которые ребенок может спокойно обследовать, рассмотреть, определить форму, расположение частей, их величину. Помогите ребенку усвоить, как это рекомендуют, начинать изображение с самой крупной или самой главной части. Например, человека с головы и туловища, дерево - со ствола.

Продолжайте учить силуэтному вырезанию, делать силуэты к сказкам для игры в теневой театр («Колобок», «Лиса и Заяц» ); выполнять аппликации (деревья в цвету, прилет грачей, луг с цветами).

Рыбка хвостиком виляет

Вы говорите ребенку: «Ты любишь живых рыбок, любишь кормить их, смотреть, как рыбка хвостиком виляет. Песни про них знаешь. А вот эти игрушки любишь? (Покажите нарисованные рыбки). Они похожи на живых. Давай наклеим их. Дайте ребенку листок с нарисованным аквариумом. «На твоем листочке нарисован аквариум, ты в нем помести (наклей) рыбку. Смотри, какое у нее туловище (обведите пальцем). Какой она формы?» Ребенок обводит пальцем рыбку и говорит, что рыбка овальной формы. Точно так же ребенок обследует пальчиком хвостик, плавники и приходит к выводу, что они треугольной формы. «Сейчас мы с тобой будем наклеивать рыбку. Туловище рыбки овальной формы, а у нас есть только какие?» - «Прямоугольники».- «Как из прямоугольника сделать овал?» - «Нужно отщипнуть уголки». После этого ребенок выкладывает и наклеивает рыбку, а вы следите и помогаете.

Это закрепляет умение преобразовывать форму, из прямоугольника делать овал. Ребенок учится видеть отдельные части предмета, определять их форму и передавать воспринятое в плоскостном изображении.

Грузовая машина

Во время прогулок ребенок наблюдал за транспортом, рассматривал грузовик и называл, из каких частей он состоит. Договорились, что дома сделаете аппликацию машины.

Заготовьте части машины, из которых нужно собрать грузовик, бумагу, кисточку, клей. Посмотрите, так ли он собрал грузовик. «Составил ты машину правильно,- похвалите ребенка.- Теперь можешь наклеивать. Если сделаешь аккуратно, покажешь папе».

Развивается сообразительность детей. Они приучаются радоваться своим успехам.

Лепка