Беседы по картинкам

Девочка купает куклу

Что делает девочка Оля?

В чем Оля купает свою куклу?

Зачем здесь ведерко? Что в нем?

А что это? (полотенце). Зачем оно Оле?

Во что одета Оля? (платье, передник).

Зачем ей передник?

А как ты будешь купать своих кукол? (перечислить последовательность действий: налью водичку, намылю, смою, вытру).

Девочка укладывает куклу спать

Показав картинку, спросите ребенка: «Что девочка Оля собирается делать с куклой Машенькой после купания? (Уложить спать). Куда Оля положит Машеньку спать? (В кроватку). Покажи, где кроватка? Что на ней лежит? (Подушка, простыня, одеяло). А где сидит Машенька? (На стуле). Оля любит свою куколку?» При любом ответе помогите ребенку сделать вывод: «Да, она ласково смотрит на Машеньку, а Машенька тянет к ней руки. Вот какую песенку поет Оля своим куклам».

Баю-бай, баю-бай...

Ты, собаченька, не лай.

Ты, собаченька, не лай,

Мою Машу не пугай!

Девочка причесывает куклу

Что делает девочка? (Причесывает свою куклу).

Чем девочка причесывает свою куклу?

Покажите двух кукол: Таню (стриженая) и Катю (с косами). Спросите: «Кому, Кате или Тане, ты споешь эту песенку?» (потешку).

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка, слушайся.

Такие небольшие беседы очень важны для развития речи ребенка, для обобщения и уточнения накопленного в быту опыта.

Рассматривание картины «Вот так покатался»

(Для пяти-шестилетних)

«Я принесла картину. Сейчас ты внимательно рассмотри ее. Сколько детей на картине? Чем они заняты? Как они одеты?

Скажи. (Перечисляет: шапка, шубка, платок, валенки, рукавицы). А как назвать все это, одним словом? Подумай. (Если ребенок затрудняется, подскажите ему).

Что держит мальчик в руках? (Палку). Догадайся, для чего возле девочек стоят сани? А у мальчика в руках палка лыжная? Какое время года изобразил художник на этой картине? Как ты думаешь, это зима? А теперь посмотри, кого и что нарисовал художник в центре картины?» - «Мальчик хотел, чтоб собака покатала его. А собака потянула, санки опрокинулись, мальчик упал в снег».- «Да, верно. Ты, наверно, знаешь, где ездят на собаках? (Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то напомните, что на собаках люди ездят далеко на Севере). Там очень холодно и много снега, лошади боятся такого мороза и в снегу проваливаются. Поэтому и приучили люди собак санки возить.

Да, очень интересную картину нарисовал художник. Мне все нравится на этой картине: и веселые лица ребят, и дерево, сплошь инеем покрытое, заиндевелое. А что тебе нравится? Красива наша русская зима, так красива, что не налюбуешься. Вот вышла девочка гулять и говорит: «Снег сегодня белый, белый, от него кругом светло, рукавички я надела, в зимней шубке мне тепло*.

В следующий раз мы с тобой еще лучше рассмотрим картину. А как ты думаешь, какая погода была в этот день? Хорошая погода была. Правильно. А как ты это узнал? Вот сколько интересного увидел ты на этой картине».

Подготовка к школе