Девочка купает куклу
Что делает девочка Оля?
В чем Оля купает свою куклу?
Зачем здесь ведерко? Что в нем?
А что это? (полотенце). Зачем оно Оле?
Во что одета Оля? (платье, передник).
Зачем ей передник?
А как ты будешь купать своих кукол? (перечислить последовательность действий: налью водичку, намылю, смою, вытру).
Девочка укладывает куклу спать
Показав картинку, спросите ребенка: «Что девочка Оля собирается делать с куклой Машенькой после купания? (Уложить спать). Куда Оля положит Машеньку спать? (В кроватку). Покажи, где кроватка? Что на ней лежит? (Подушка, простыня, одеяло). А где сидит Машенька? (На стуле). Оля любит свою куколку?» При любом ответе помогите ребенку сделать вывод: «Да, она ласково смотрит на Машеньку, а Машенька тянет к ней руки. Вот какую песенку поет Оля своим куклам».
Ты, собаченька, не лай.
Ты, собаченька, не лай,
Мою Машу не пугай!
Девочка причесывает куклу
Что делает девочка? (Причесывает свою куклу).
Чем девочка причесывает свою куклу?
Покажите двух кукол: Таню (стриженая) и Катю (с косами). Спросите: «Кому, Кате или Тане, ты споешь эту песенку?» (потешку).
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,-
Маму, дочка, слушайся.
Такие небольшие беседы очень важны для развития речи ребенка, для обобщения и уточнения накопленного в быту опыта.
Рассматривание картины «Вот так покатался»
(Для пяти-шестилетних)
«Я принесла картину. Сейчас ты внимательно рассмотри ее. Сколько детей на картине? Чем они заняты? Как они одеты?
Скажи. (Перечисляет: шапка, шубка, платок, валенки, рукавицы). А как назвать все это, одним словом? Подумай. (Если ребенок затрудняется, подскажите ему).
Что держит мальчик в руках? (Палку). Догадайся, для чего возле девочек стоят сани? А у мальчика в руках палка лыжная? Какое время года изобразил художник на этой картине? Как ты думаешь, это зима? А теперь посмотри, кого и что нарисовал художник в центре картины?» - «Мальчик хотел, чтоб собака покатала его. А собака потянула, санки опрокинулись, мальчик упал в снег».- «Да, верно. Ты, наверно, знаешь, где ездят на собаках? (Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то напомните, что на собаках люди ездят далеко на Севере). Там очень холодно и много снега, лошади боятся такого мороза и в снегу проваливаются. Поэтому и приучили люди собак санки возить.
Да, очень интересную картину нарисовал художник. Мне все нравится на этой картине: и веселые лица ребят, и дерево, сплошь инеем покрытое, заиндевелое. А что тебе нравится? Красива наша русская зима, так красива, что не налюбуешься. Вот вышла девочка гулять и говорит: «Снег сегодня белый, белый, от него кругом светло, рукавички я надела, в зимней шубке мне тепло*.
В следующий раз мы с тобой еще лучше рассмотрим картину. А как ты думаешь, какая погода была в этот день? Хорошая погода была. Правильно. А как ты это узнал? Вот сколько интересного увидел ты на этой картине».
И один в поле воин, если он по-русски скроен