Художественное слово

Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать.
Н. К. Крупская

Связная речь ребенка развивается в постоянном речевом общении. Ему присуща потребность делиться своими мыслями, переживаниями. Установлено, что внимание взрослого к тому, что излагает в данный момент ребенок, проявляемый интерес к разговору очень влияет на развитие его речевой активности.

В свою очередь, вникая в разговор с малышом, вы лучше познаете его внутренний мир, определяете, четки ли его представления, понятия, каковы стремления. Ведущие педагоги на основе исследований и наблюдений предупреждают о вреде двух ошибочных тенденций, бытующих в семьях.

Во-первых, это злоупотребление словом, когда делают его самодовлеющим, стремятся ускорить процесс развития ребенка и сообщают ему большое количество словесных знаний, не увязывая их с жизненным опытом малыша, его возможностями, ориентировкой в окружающей жизни, с запасом представлений. В результате такое словесное натаскивание приносит только вред.

Ребенок начинает отставать во многих видах деятельности, не любит, не хочет даже себя обслуживать, становится легко возбудимым, не умеет сосредоточиться. У него одно стремление - к словесной деятельности. Словесная перегрузка отрицательно влияет на его поведение в целом.

Не менее вредна и вторая ошибка, нередко встречающаяся в семье. Некоторые родители не уделяют или уделяют слишком мало внимания удовлетворению потребности ребенка в речевом общении с ними. От этого задерживается развитие речи и, следовательно, мышления.

Отмечены случаи, когда пассивный ребенок просто становится замкнутым. Он привыкает скрывать свои переживания от взрослых. Более активные дети действуют часто исподтишка. Другие кратковременным возбуждением компенсируют напряженное молчание - поднимают крик. Естественно, что все это не содействует развитию ребенка и его речи.

Знакомьте малыша с произведениями художественной литературы. Устное народное творчество, фольклор, произведения классиков - какое они оказывают огромное влияние не только на взрослых, но и на детей! Они приучаются слушать, развивается способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.

В младшем дошкольном возрасте основное место занимают два вида художественного слова - сказки и стихи. Разумеется, они должны быть доступны по содержанию. Сказки, стихотворения, потешки, прибаутки рождают любовь к художественному слову.

Многие народные потешки, прибаутки используются с целью забавить малыша, удовлетворить его потребность в подвижности, побудить к игровым действиям уже на первом году жизни. Так, потешки «Ладушки», «Сорока, сорока кашку варила» сопровождаются игрой пальчиками или ручонками малыша - эмоциональная двигательная игра, так радующая его!

На втором году жизни его радуют напевная речь взрослого, ласково произносимые повторы, короткие стихотворные строчки. Установлено, и это отмечено в литературе, что потребность в ритмической речи присуща ребенку раннего возраста и обоснована ходом его развития.

Образы художественных произведений должны опираться в основе своей на конкретные представления. Чтобы малыш умел и желал слушать художественное слово, надо чаще пользоваться стихами, потешками, поговорками. Например, умывание вы сопровождаете потешкой «Водичка, водичка, умой мое личико».

Художественное слово влияет не только на развитие речи, оно расширяет представление об окружающем мире, а это, как уже говорили, обогащает содержание кругозора ребенка, воспитывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается.

Чтобы художественное слово, с которым вы знакомите ребенка, воздействовало на его чувства, надо постараться как можно выразительнее произносить его - менять силу и высоту голоса, интонацию, правильно расставить ударения - использовать игровые действия.

Художественное слово своей ритмичностью, рифмами, тональностью радует ребенка, формирует умение слушать и развивает активную речь, эмоциональное, положительное отношение к окружающему.

Дети любят стихи, как сказки. Однако со стихами не следует торопиться. Они запоминаются детьми более старшего возраста. Подбирая стихотворение, обратите внимание на то, чтобы изображенные в нем образы были знакомы ребенку. Его радует, если вы обратите внимание на какое-то явление или предмет, упоминаемые в стихотворении.

Например, кошка сидит на окне, вы обратили внимание на нее и читаете: «Серенькая кошка села у окошка, хвостиком виляла, деток поджидала». А вот на прогулке малыш следит за голубями, они уже знакомы ему, можно прочесть: «Голуби, голубчики на крыше сидят, друг на друга глядят».

Стихи помогают развитию чувства ритма. Например: «Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал». Предложите ребенку подпрыгивать на двух ножках в такт словам.

К концу второго года, на третьем читайте небольшие сказки, художественные рассказы.

Знакомство со сказкой