Игра и подготовка к школе

Действительный член Академии наук профессор В. Давыдов пишет: «Подготовить ребенка к школе – значит, прежде всего, создать ему условия для всяческих игр». Подготовка эффективно может осуществляться в дошкольных учреждениях, да и в семьях, где родители хорошо осознают роль детских игр, в частности коллективных. Вот почему с полным основанием, готовя малыша к школе, рекомендуется не ослаблять внимания к играм. Продолжайте руководить ими, развивая познавательные способности, расширяя интересы детей.

Особенностью игры в этом возрасте является желание отразить уже не только то, что сам видел, но и то, что ему читали, что видел в кино, по телевизору. Ребенок стремится при этом в игре более точно отразить то, что видел и узнал. Постепенно он овладеет большим кругом знаний о труде взрослых.

Содержание игр обогащается тем, что они отражают не только действия людей, как это характерно для трех-пятилетних, но взаимоотношения их.

Подсказывать тему игры уже не надо. Побуждайте ребенка к оценке отношений между людьми, воспитывая моральные чувства и упражняя его в правильных действиях и поступках, когда он рассказывает о своих играх со сверстниками. Внимательно выслушивайте его и поощряйте игры, содержанием которых является труд, жизнь и быт, общественные явления. Обогащайте его знания о подвигах наших летчиков, космонавтов, моряков и героев-тружеников - рабочих и колхозников, активизируйте это стремление к подражанию взрослым.

Проводите с этой целью наблюдения окружающей жизни: во время прогулок обратите внимание на доски Почета, на портреты героев труда у заводов и фабрик, в витринах. Рассказывайте ребенку о своей работе, товарищах.

Большая роль в наполнении содержания игр, в обогащении мира детских интересов и увлечений принадлежит художественной литературе. Она содействует более глубокому осмысливанию примеров, фактов и явлений нашей действительности, более яркому эмоциональному восприятию ее, находит отклик в душе ребенка.

Развивайте интерес к обучающим играм - воспитывайте любознательность, наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Читайте соответствующие книги, рассказы, интересные небольшие статьи в журнале с иллюстрациями.

Опыт показал, что ребенку шести-семи лет доступны отдельные телепередачи из «Документального экрана». Советуйте искать и находить лучшие средства для осуществления задуманного, например, использовать навыки по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

Заинтересуйте ребенка вашим отношением к играм, в которых соединяются игра и труд. Поощряйте их вашим участием в изготовлении всего того, что потребуется для таких игр.

Следите за отношением своего ребенка к товарищам по игре - вы должны знать их. Очень важна роль родителей, когда в игровом образе дети готовят все для игры (летчик, космонавт готовит атрибуты) - объединяется игра и труд. Игра часто связывается с художественным творчеством ребенка - рисуют, шьют, разучивают стихи. Игра готовит детей к труду.

«Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность,- писал В. А. Сухомлинский.- Но самое главное здесь - это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти... Я учил их игре».

Речь идет о детях шести-семи лет, посещающих «школу радости».

Итак, чтоб наполнить жизнь ребенка радостной деятельностью - игрой - вам надо:

  • содействовать воспроизведению того, с чем вы знакомили его в окружающем мире: оживить впечатления, представления - напомнить о виденном разговором, беседой, стихотворением, игрушкой;
  • предоставить ему игрушки, «строительный» материал;
  • читать стихи, рассказывать сказки, рассказы, рассматривать картинки;
  • проводить игры с показом инсценировок;
  • побуждать в самостоятельной игре отражать то, что увидел и узнал вместе с вами.

Так вы научите ребенка быть занятым.

Игрушки - друзья ребенка, его радость