Изобразительная деятельность

[an error occurred while processing this directive]

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
В. А. Сухомлинский

Н.К. Крупская говорила о том, что ребенку надо дать возможность наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства: «Выражая себя, человек растет». Эти слова в полной мере относятся к такому способу самовыражения ребенка, как рисование, лепка, аппликация.

Изобразительная деятельность является образным отражением окружающей действительности, осуществляемом в рисовании, лепке, аппликации. Образно отразить действительность - это значит передать характерные свойства предметов, явлений, их форму, величину, цвет, положение в пространстве.

В образном отражении формируется личное отношение к явлению, его понимание. Ребенок воспроизводит то, Что заинтересовало его, в игре, слове, рисунке, лепке, аппликации. Создавая свои, в общем-то наивные образы, дети познают мир. И чем больше форм образного отражения они освоят, тем богаче будет их самовыражение. Поэтому, занимая ребенка, постарайтесь обучить его разным видам изображения: предметному, сюжетному и декоративному.

Основная ваша задача: научить ребенка передавать форму, цвет, строение предметов и их расположение в пространстве.

Приобретая умение владеть карандашом, кистью или ножницами, ребенок вырабатывает точность движений. Очень скоро движения малышей становятся более целенаправленными. Тренируется глазомер, развиваются мышцы пальцев - все это готовит дошкольника к письму.

Свой рисунок, аппликацию малыш дополняет словом, рассказывая то, что изображает. Так развивается речь, воображение. Развитие воображения имеет огромное значение как основа всякой деятельности, в том числе и последующего обучения в школе. Соответствуя психике ребенка, его эмоциональному строю, воображение помогает воспринимать мир не механически, а творчески.

Родители, взрослые должны шире использовать наклонность к изображению для эстетического воспитания ребенка, развития его речи. Как подтверждают наблюдения, малыш может часами рисовать. Обучив его, например, этому виду деятельности, вы не только научите его быть занятым, но и создадите условия для его эстетического развития, для формирования творческих способностей.

Понаблюдайте, как старший ребенок создает образы летчиков, космонавтов, героев, с каким увлечением рисует машины, самолеты, высотные дома, цветы... Рисуя, старшие дети становятся как бы соучастниками изображаемого (как и в игре). Так формируются чувства, нравственность.

Е. А. Флерина писала, что рисование - это процесс, заставляющий ребенка более точно воспринимать предмет, если он перед глазами, или напрягать память, воображение, мысленно расчленять предмет, сопоставлять части, то есть мыслить.

Рисованием, аппликацией малыш может заниматься увлеченно и долго. Вам надо только проявлять интерес к его деятельности и знать, как и чем помочь ему, обогащать его яркими образами окружающей жизни и природы.

При этом необходимо знать и помнить следующее. Ребенок должен иметь отчетливое представление о форме, цвете предмета, который хочет изобразить. Следовательно, нужно, чтобы малыш с вашей помощью хорошо изучил предмет.

Особое значение при этом имеет метод обследования. Он дает представление о предмете, о его пространственных свойствах (форме, расположении частей).

Под вашим руководством ребенок внимательно осматривает предмет, затем проделывает по этому предмету ряд движений глазами и руками. Подвижность глаз, обследующих предмет «подобно ощупывающей руке», у малыша еще мало развита. Поэтому и представления об окружающих предметах у него неясны, смутны. Дети еще не умеют управлять движением своих глаз при рассматривании предметов. Надо этому научить. Сначала своим, а затем детским пальцем обводите контуры отдельных частей предмета. Подскажите последовательность, в которой вы предлагаете обследовать предмет, его форму, соотношение частей по величине и положению в пространстве. Научите изображать сначала основные части предмета, а потом дополнительные признаки его.

Движение, которое производит ребенок, обследуя предмет, наводит на способ действия в процессе изображения. Характер движения рук (пальцев) по предмету разный: при обследовании круглых предметов движения неотрывные, а прямоугольных - отрывочны. Движения останавливаются на углах, меняется направление. Соответственно - различными будут движения при изображении предметов округлых и прямоугольных форм.

Например, чтоб научить ребенка рисовать прямые линии сверху вниз, дайте ему листок бумаги, на котором вы нарисовали, например, цветные ленточки. Покажите и скажите, что они красивые, ровненькие, что вы их рисовали сверху вниз, «вот так» - проводите пальцем и предлагаете так же провести несколько раз пальцем сверху вниз. Затем дайте ему чистый листок бумаги (убрав свой рисунок), цветные карандаши и предложите нарисовать такие же ленточки. Следите, правильно ли малыш держит карандаш.

Начинайте с обучения рисовать простейшие предметы, знакомые ребенку. Трех-четырехлетний ребенок нуждается в многократном упражнении, повторении одних и тех же действий для изображения предмета, и он охотно будет рисовать по вашей просьбе много кружочков, мячиков, лент. Повторения ему не надоедают, они свойственны этому возрасту, как и многократное слушание сказки.

Виды изображения