Лепка

Сразу же приучайте ребенка аккуратно пользоваться пластилином. Подготовьте стол, накройте его клеенкой, дайте малышу дощечку 30 х 40 см и договоритесь, что только на столе можно лепить.

Наденьте ему специальный фартучек. Вылепите несколько простейших фигур сами. Малыш обычно следит очень внимательно за тем, как вы делаете и что делаете. Предложите теперь самому вылепить что-нибудь. Следите, чтобы делал он все, не спеша, аккуратно.

Часто с вылепленным «предметом», а то и просто с пластилином ребенок начинает играть. Не запрещайте, пусть играет. Вы убедитесь, что любая вмятина, соединенные куски пластилина ему что-то напоминают,- значит, работает воображение.

Покажите 4-летнему малышу игрушку, например цыпленка. Спросите: «Что это такое?» (Указываете на туловище). Потом спрашиваете: «Какое оно по форме?» - «Правильно, круглое».- «На что похоже?» - «Верно, на шарик». Отметьте, что и голова круглая, но меньше туловища. Рассмотрите хвостик и клюв.

Разделяя кусок пластилина на туловище и головку, напомните, что на туловище надо больший кусок, чем на головку. Круговыми движениями раскатайте туловище и головку. Прижмите головку к туловищу, затем оттяните хвост и прищепите клюв. Вот какой цыпленок получился!

Подводите ребенка к сознанию, что каждый предмет относится к какой-то группе предметов с общим свойством формы.

Применяйте игровые приемы для повышения интереса к предстоящей работе. Например, ребенку очень нравится, если ему сказать, что он сможет играть с игрушкой, которую вылепит сам. Надо дать возможность лепить то, что ему хочется, то, что он замыслил, а не всегда на тему, которую вы предложите. Пусть, если ему хочется, лепит многократно, например, ягодки, яблоки и другие предметы.

Воспитывайте интерес к лепке. Обучайте техническим приемам:

  • отрывать
  • раскатывать между ладонями круговыми движениями (яблоко, мяч, вишенки), в длину (палочки, карандаши)
  • свертывать полученную форму (баранки, колечки, бублики)
  • расплющивать шарообразный кусок глины ладонями (лепешки, печенье)
  • лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой или разной формы (снеговик из двух шариков, самолет из удлиненных кусков глины)
  • защипывать края формы кончиками пальцев, плотно прижимая одну часть к другой

Используйте в качестве натуры игрушки, скульптуру малых форм, изделия народных умельцев (дымковские игрушки, керамику, деревянные изделия).

Можно показать малышу, как лепить посуду по мотивам керамических народных изделий (горшки, кринки, блюда, вазы), тщательно сглаживая поверхность, украшать посуду росписью, сглаживать поверхность формы пальцем, смоченным в воде (если лепка будет раскрашиваться), лепить фигуры человека, животных в движении (Петрушка танцует, Мишки играют).

Учите лепить из одного куска предметы простой формы (овощи, фрукты). Сложной (птица, конь, кукла) - по типу народных глиняных игрушек, основываясь на знании объемных форм (шар, цилиндр, конус, диск). Лепить небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, передавая пропорциональные соотношения, динамику действия («Три медведя», «По щучьему велению», «Лисица и Журавль»), расписывать лепку, передавать характерные движения человека, животного, достигая в позах выразительности (мальчик держит флажок, собака бежит).

Лепка на заданную тему