Мир ребенка расширяется

Годовалый ребенок воспринимает мир слитно. Поэтому очень важно, чтобы ознакомление с окружающим начиналось с конкретного выделения предмета и его обозначения словом.

Первый этап - это развитие понимания обозначения отдельных предметов. Например, показываем часики: тик-так; куклу: ляля, ляля... И добиваемся, чтобы ребенок заострил свое внимание на этом предмете взглядом. Более активные дети отыскивают предмет глазами и показывают пальчиком.

Второй этап - это побуждение ребенка к подражанию облегченных слов (ляля, тик-так, дзинь...). Таким образом, речь малыша активизируется, если вы его к этому побуждаете.

На этом этапе роль родителя, взрослого весьма важна. Запомните: насколько внимательны вы сами будете в это время к ребенку, настолько активно он будет развиваться. К двум годам он уже будет иметь запас активных слов.

Но пусть вас не пугает, если ваш малыш при этом еще не говорит. Расширяйте запас понимаемых слов, обозначающих простейшие действия, совершаемые ребенком в быту (ложись спать, садись, пойдем гулять, будем одеваться, сними, надень, открой, покатай).

Показывая ребенку инсценировки с игрушками, формируйте у него умение внимательно следить за ходом изображаемых событий, понимать несложный сюжет, воспринимать выразительную речь, ее интонации.

Важнейшая ваша задача - развивать активную речь ребенка: учить его подражать звукосочетаниям и словам, воспроизводить некоторые интонации (удивление, радость, огорчение). Пополняйте активный словарь ребенка словами, обозначающими близких ему людей (мама, папа, баба), знакомых предметов и игрушек, известных ему действий. Учите выполнять несложные поручения, понимать слова «нельзя», «можно», побуждайте к постепенному переходу от общения с помощью жестов и мимики к общению посредством слов и звукосочетаний.

От полутора до двух лет. В этом возрасте ребенок должен понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка), предметы в комнате и вне ее, некоторых животных и растения, их свойства.

Формируйте понимание:

  • предлогов (на, в)
  • наречий, (там, здесь, хорошо, красиво)
  • местоимений (мой)

Ребенок должен различать и называть:

  • размеры (большой, маленький)
  • цвета (красный, синий и другие)
  • некоторые качества предметов (чистый, грязный, вкусный)

Приучайте ребенка внимательно слушать взрослого, выполнять несложные поручения из двух-трех действий (пойди к столу, возьми мишку, принеси мне). Учите ребенка понимать короткие простые рассказы, стихи, потешки, не сопровождаемые показом картинок.

Развивая активную речь, воспитывайте у ребенка способность подражать словам и фразам взрослого, припевать и приговаривать отдельные слова, слушая песенку, стихи. Приучайте детей произносить те слова, которые есть в их пассивном словаре. Формируйте умение строить предложения в соответствии с грамматикой, то есть не искажая речь,- правильно, как говорят взрослые.

При развитии речи используйте момент наблюдения. Занимайте ребенка наблюдением за живыми предметами:

закрепляя их названия: кошка, собака, рыбка...

за движущимся транспортом (игрушки): машина, автобус...

С полутора лет знакомьте ребенка с сюжетными картинками, сказками, чтобы приучать воспринимать рассказ. Пересказывайте то, что неоднократно с ребенком наблюдали, побуждая его повторять за вами.

Речь ребенка лучше всего развивается в процессе игры. Игрушка вызывает у ребенка речевую активность.

Наблюдения - основа всякого знания