Наблюдения за домашними животными, птицами

(Два-три года с усложнением в последующем возрасте)

Общение с животными всегда очень интересует малышей, вызывает у них радость, подвижность. После наблюдения, например, живой собаки ребенок с удовольствием, играя с игрушкой, будет воспроизводить, по вашей просьбе, как она лает, покажет, где у нее уши, лапы, морда, глаза и хвост.

Рассмотрите картинку «Собака со щенком». Потешка, стихотворение, песенка усилят впечатление от наблюдений. Когда малыш играет с игрушечной собачкой, напойте ему песенку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Лену (Катю) не буди.

Пусть он подпевает, пусть развивается способность к слуховой сосредоточенности, восприятию художественного слова.

Покажите ребенку картинку «Кошка с котятами» и спросите, кто это. Да, это кошка, а это котенок, он рыженький, с белыми пятнами. Это тоже котенок, он серенький. А это кто? Да, и это котенок, он беленький с черными пятнами. На этой картине нарисована кошка с котятами... Посмотри, какая кошка большая, а котята какие?.. Верно, котята маленькие.

Ваш рассказ о кошке с котятами будет выглядеть примерно так: «А теперь послушай, что я тебе расскажу про кошку и маленьких котят. Кошка очень любила своих котят и часто с ними играла. Один раз они так расшалились, что опрокинули бабушкину корзинку с нитками. Из корзины выпал клубок ниток и покатился по полу. Котята бросились его догонять, стали играть с ним. Но скоро они устали. Большая кошка легла на коврик, она отдыхает. Беленький котенок тоже лег возле кошки и сладко заснул. А что сделал серенький котенок?.. Верно, он подошел к тарелочке и стал лакать молоко. Посмотри, какой у него розовый язычок! И только рыженький котенок все играет и играет с клубком. Он самый веселый и шаловливый».

Если в доме есть кошка, спросите у ребенка: «Ты любишь нашу кошечку? Видишь, как она играет. У кошки хвостик, усы. Какие у нее усы? - Большие. - Правильно. Вот ты рассмотрел и рассказал про нашу кошечку, а теперь поиграем с ней». Обычно такая игра очень нравится детям.

Покажите ребенку завернутый в бумажку кусочек мяса на веревочке. Дайте кошке понюхать бумажку и затем начинайте с ней играть. Во время игры фиксируйте внимание ребенка на том, как кошка бегает за бумажкой, как подпрыгивает и ловко хватает ее: «Смотри, выпускает когти».

Дайте ребенку поиграть. «Посмотри, какие у кошки большие когти, она крепко ими держит бумажку». Поднимите высоко бумажку, чтоб кошка не смогла ее достать. Кошка начинает мяукать. Скажите: «Кошечка просит есть, надо ее покормить мясом. (Дайте кусок побольше, иначе кошка его сразу проглотит). Как кошка ест мясо?.. Смотри, она жует мясо зубами. А теперь я дам ей молоко... Она любит молоко? Кошка лакает молоко. Посмотри, какой у нее розовый язычок!»...

Если кошка начнет после еды умываться, обратите на это внимание ребенка. Затем возьмите кошку к себе на колени и скажите: «Теперь наша кошечка будет спать. А где ее глазки?.. Да она их закрыла; послушай, как кошка мурлычет... Заснула кошечка. Давай встанем тихо и отнесем ее на место».

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Слова эти произносите ласково; ребенок поласкает ее. Повторите несколько раз, и ребенок начнет подговаривать, а потом запомнит их.

ИГРА Кто это?

(Четыре-пятъ лет)

На прогулках и дома ребенок наблюдал домашних животных (корову, лошадь, собаку), много рассказывал о них, рассматривал с вами картинки «Собака со щенком», «Кошка с котятами».

Покажите ребенку игрушку - лошадку. Спросите у него, что лошади делают для людей, чем они питаются, где живут (в конюшне, сарае). Предложите ребенку: «Построй конюшню для этой лошадки. Ребенок огородит ее кубиками. В этой же последовательности познакомьте его и с коровой, свиньей, собакой.

Загадайте ребенку загадку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком». Ребенок отгадывает и одновременно рассказывает, чем собака полезна человеку: сторожит, на охоту ходит. Потом предложите ребенку игру «Кто в домике живет». Используйте домашний кукольный театр. Поселите в нем лошадку, корову, собаку (незаметно для ребенка).

Предложите ребенку спросить: «Кто в домике живет?» Вы показываете игрушки, предлагаете ребенку назвать их. Если он не может, назовите сами и попросите повторить.

Наблюдение «Наши птицы»