Общение ребенка с взрослыми

Большое значение для всестороннего развития ребенка имеет общение с взрослыми. Сначала это мать, отец, затем товарищ по играм, друг, коллектив и, наконец, общество. С возрастом усложняется и содержание этого общения. Если маленькому ребенку, например, достаточно ласкового любовного отношения, ухода за ним, то потом появляется необходимость, чтобы взрослый принимал участие в его играх и делах. При этом на первый план выдвигается острая потребность в уважении к себе, к своим интересам. К концу дошкольного возраста возникает потребность во взаимопонимании с взрослыми и его сопереживание.

Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем благодарность, нежность и признательность на всю жизнь.

К сожалению, взрослые в сутолоке домашних дел и забот не всегда обращают внимание на то, что рядом растет человек! Хотя еще маленький, но уже человек! Папе обязательно нужно почитать газеты, посмотреть этот матч по телевизору или подготовиться к завтрашнему собранию, а маме - простирнуть, сварить, сшить - да мало ли дома работы! И получается так, что все отмахиваются от вопросов малыша («позже», «потом», «иди поиграй»), от его просьб помочь в игре, рисовании, лепке, мало разговаривают с ребенком. И недостаточное общение с взрослыми в семье уменьшает и даже глушит потребность в общении. А в результате задерживается развитие ребенка, чахнет его привязанность... Как горько почувствовать это родителям позже.

Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), к его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь (например, в разнообразных играх совместно с товарищами), к праву на человеческое достоинство.

Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастет человек. Будет ли он робким, безвольным, озлобленным или духовно богатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.

Уклад жизни в семье