Подготовка к школе

Подготовка к школе должна осуществляться на всех ступенях дошкольного воспитания. Подготовить малыша к школе - это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных видов деятельности, которые обеспечивали бы развитие всех сторон его личности. Ребенок должен быть трудолюбив, усидчив, любознателен, дисциплинирован, с развитым кругозором.

Выше мы уже говорили, как оказывать детям помощь в разных видах деятельности для их всестороннего развития. Вы помогали ему овладеть навыками умственного труда, в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Воспитывали любовь и интерес к книге, картине, родному языку, развивали его речь, память, разучивали стихи, помогали овладеть элементарными видами бытового труда, любоваться и любить природу и все красивое, упражняли устойчивое внимание - умение слушать и слышать чтение, запомнить стихи, детские радиопередачи.

Можно начать учить ребенка грамоте до школы. Но надо знать, как это делать. Главное - вызвать у него интерес к этому.

Применяя неправильные приемы, можно только усложнить обучение, так как в школе учителю его придется переучивать. Задачи развития речи малыша решаются вами с раннего детства.

К пятому году вы помогали ему овладевать правильным произношением, внятно произносить слова.

К шестому году продолжали совершенствовать звуковую культуру речи, воспитывали ясную дикцию и развивали слух, обогатили словарь.

На седьмом году жизни обязательно надо помочь ему подготовиться к обучению грамоте. Мир красоты игры, сказки, труда, рисунка должен окружать ребенка и тогда, когда вы хотите помочь ему научиться грамоте. Надо поднимать его на эту ступеньку лестницы познания так, чтоб он не чувствовал усталости.

К двум годам ребенок уже различает все звуки родного языка. Но вот при обучении грамоте стоит задача обучить его звуковому анализу, разложить слово на составляющие его звуки. Теперь важно, чтобы малыш вслушивался в звуки, из, которых состоит речь. Надо активизировать слуховое восприятие.

Если примерно до четырех лет ваше внимание было направлено на правильное звукопроизношение, то в шесть нужно уже знакомить малыша со звуками и буквами, как уже говорилось, научите его выделять их в слове. Наряду с правильным произношением слова можно и надо упражнять ребенка в умении повторять за вами отдельные звуки слова, которые вы подчеркиваете интонацией протяжно. Например: слово «мак» вы произносите «м-м-мак». Предупредите: «Я вот скажу слово, а ты угадай, какой звук впереди». Предложите ребенку так же произнести этот звук. Он охотно это сделает, скажет, что слышит «м-м-м». Потом вы поможете ему определить, где заданный вами звук находится: в начале, конце или в середине слова. Предложите самому вспомнить слова с заданным звуком.

В шесть лет рекомендуют знакомить ребенка с терминами «слово» и «звук». Это будет содействовать звуковому анализу слова. Стремитесь вызвать интерес к звучащему слову - произносите его медленно, интонационно и предложите ребенку придумать слова и произнести их так, чтоб они звучали - «к-к-оо-з-з-а-а». Делайте вывод: «Каждое слово звучит и каждое по-разному. Слова звучат потому, что в них есть разные звуки. Звуки слышатся, а буквы пишутся».

Когда ребенок уже выделяет звуки в слове, он легко усваивает буквы, очертание их. Ему помогает в этом разрезная азбука, кубики. Помогите ребенку, приучая произносить буквы кратко - «б», «в».

Ознакомление с окружающим, формирование трудовых навыков, развитие умственных и художественных способностей, обучение родному языку, начаткам грамоты - все это будет содействовать готовности к успешному обучению в школе.

Загадки и словесные игры-упражнения