Познание и обучающие (дидактические) игры

Что бы вы ни предлагали ребенку - это надо делать в форме игры.
Е. И. Тихеева

Большое значение в ознакомлении детей с окружающим их миром имеют обучающие игры. Именно они наиболее соответствуют интересам, силам и возможностям детей, вызывают эмоции, что повышает познавательную активность ребенка. Они помогают ребенку овладеть конкретным кругом знаний, способствуют расширению и постепенному углублению их. При этом ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенное в воспринимаемых явлениях и характерные признаки предметов, лучше управлять вниманием, выражать свои мысли. У него постепенно складываются правильные представления и понятия.

Обучающие игры организуют, расширяют и уточняют опыт, приобретенный детьми в наблюдениях, во время прогулок, а также помогают осмыслить все воспринятое из художественной литературы. В содержании обучающих игр находят отражение опыт и навыки, приобретенные детьми в быту. Они создаются взрослыми, могут преследовать одну цель (например, научить правильно, различать цвета предметов), а иногда и решать сразу несколько задач, как образовательных, так и воспитательных.

Эти игры отличаются вполне определенной структурой, состоящей из правил, игровых действий и результата. Все эти части взаимосвязаны. Необходим и соответствующий наглядный материал. Это могут быть предметы, игрушки, картинки, природный материал. Здесь важны обучающие возможности материала, то есть чему можно посредством его научить ребенка, какие знания закрепить - о цвете, форме, материале.

Правила в обучающей игре достаточно просты. От их доступности и игровых действий зависят самостоятельность и активность ребенка. Они обусловливают способ действия для достижения цели, решаемой в игре, требуют от ребенка выдержки, дисциплины, внимания, честности в выполнении их, скромности и доброжелательности: не толкнуть, не выхватить у других.

Так, ребенку, называющему картинки в игре в лото, очень хочется поскорее заполнить свою карту или помочь товарищу, но правило требует определенного порядка в подборе карточек, и дети сдерживают свои чувства, действуют, как полагается.

Взрослый должен сообщить детям правила игры и показать, как они выполняются. Действия должны быть увлекательными и интересными. Детей увлекают те игры, которые протекают так, как в знакомой им жизни взрослых, когда воссоздается жизненная ситуация.

Результат игры помогает ребенку осмыслить весь ход игры. Наблюдения показали, что детям легче сделать, чем рассказать о том, как они это сделали. Поэтому надо предлагать малышам рассказать, в какую игру они играли, как играли, понравилась ли игра. Результат игры для детей - это решение задачи и связанная с этим радость, удовлетворение от самого процесса решения. Чем больше радости, тем лучше результат и тем настойчивее дети просят повторить игру.

Содержание обучающих игр должно быть разнообразным, так как в противном случае интерес детей к ним ослабевает.

В сюжетных обучающих играх ребенок, принимая на себя роль, принимает и связанную с ней задачу. Это так называемая игровая задача. Обучающая же задача, которую ставит в игре взрослый, должна быть скрыта в игровых правилах и действиях. Вот пример игры для объединения детей-сверст - ников, играющих во дворе с вашим ребенком.

Игра смотри на светофор