Развитие внимания у ребёнка

Как развивается внимание ребенка

На втором и третьем году жизни внимание хрупкое, неуравновешенное, кратковременное. Ребенок еще не умеет сосредоточиваться. Наиболее активно его внимание в играх, действиях с предметом.

В дошкольном возрасте внимание делается более устойчивым, волевым. Расширяется его объем. Ребенок способен уже одновременно воспринимать несколько объектов. Для развития внимания хорошо применять прием сравнения (что, похоже, и что различно между собой).

Насколько устойчиво внимание, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его нервной системы, темперамента. В пять-семь лет дети могут произвольно направлять свое внимание по требованию взрослого. В этом возрасте развивается способность произвольно запоминать. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно.

Если в двухлетнем возрасте при восприятии образов и предметов ребенок запоминает слова, то в дошкольном, особенно в старшем дошкольном возрасте содержанием памяти являются мысли.

В дошкольные годы продолжается дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности. Движения становятся более координированными, организованными и целенаправленными - волевыми. Увеличивается подвижность. Развиваются тонкие движения кисти руки и пальцев. Ярче проявляются элементы творчества (рисование, лепка, игра со строительным материалом), его уже интересует результат.

После четырех-пяти лет ребенок может (и должен!) составлять рассказ по картине: развивается речь, логическое мышление. В играх и рисунках проявляется творческая инициатива, фантазия.

С четырех-пятилетнего возраста возникает новый вид активности умственной деятельности. Сталкиваясь с новым предметом, ребенок уже хочет узнать его назначение, способ использования. Развиваются сенсорные способности (зрительные, слуховые). Восприятия становятся более целенаправленными. Количество вопросов резко возрастает - он уже становится «почемучкой», и внимание к его вопросам, как уже говорилось, формирует такие ценные черты, как пытливость, наблюдательность.

Проявление познавательных интересов показывает, что в них проявляется единство умственного и эмоционального отношения к предметам, явлениям.

Активность ребенка в общении так же, как и познавательная активность, приобретает управляемый, произвольный характер. Родители (воспитатели) с помощью правил формируют поведение ребенка. Если ребенок двух-трех лет подчиняется установленным правилам «надо», «нельзя», выполняя их в конкретных условиях, то дети пяти-семилетнего возраста правила уже превращают в нормы поведения.

Подражание взрослым происходит, естественно, на более высоком уровне, чем у малышей: оно имеет целенаправленный, произвольный характер.

Если трехлетние ребята неосознанно тянутся к сверстникам, то после четырех лет потребность в общении со своими ровесниками становится осознанной.

Дети в возрасте трех лет проявляют трогательную заботу о маме, папе, бабушке. И если взрослыми эти первые проявления сердечности поддерживаются и закрепляются, то к шести-семи годам осознанно формируются чуткость, чувство долга, ответственность за свои действия, радость за общий успех. Дети этого возраста ждут оценки своих действий родителями (воспитателями). Эта оценка во многом обусловливает чувства ребенка.

Если желание получить то, что хочется, что понравилось, является для двух-трехлетнего ребенка единственным мотивом его действий, то в более старшем дошкольном возрасте, когда правил становится намного больше, ребенок уже подумает и решит, можно или нельзя сделать то, что его интересует в данный момент, или надо проявить волю и подчинить мотив другому мотиву, больше соответствующему установленному правилу. Каждый ребенок своеобразен. Поэтому необходим индивидуальный подход.

Наблюдая за детьми, легко заметить, что при одних и тех же обстоятельствах на одни и те же явления они реагируют по-разному. Даже в одной семье двое детей ведут себя по-разному. В чем дело? От чего это зависит?

Своеобразие ребенка обусловлено свойственными лишь ему типологическими особенностями нервной системы. Правильное воспитание учитывает особенности нервной системы и, опираясь на них, находит правильный подход к данному ребенку - индивидуальный.

В литературе имеются сведения о длительных наблюдениях за детьми до юношеского возраста. Данные этих наблюдений убеждают, что разные и не всегда благополучные типологические особенности нервной системы не мешают детям правильно развиваться, приобретать знания, умения, навыки.

Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Они сказываются на общей подвижности, быстроте движений, темпе речи, на том, как реагирует малыш на требования старших. Именно особенностями нервной системы объясняются и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, как входит в общение с товарищами (надолго ли), какие игры предпочитает, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих, темы игры).

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче сформировать, другие - труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого при том же подходе - непосильными. А непосильные требования, как уже говорилось, вызывают упрямство, ведут к конфликту. Определив тип нервной деятельности вашего ребенка, стройте свои взаимоотношения с ним. При этом старайтесь использовать все положительное данного типа нервной системы.

Типы темперамента ребенка