Игры с сюжетными игрушками

«В куклах,- писал В. А. Сухомлинский,- одухотворенный образ того, кого дети стремятся... приручить... Каждый ребенок хочет, чтобы у него было что-то бесконечно дорогое, родное».

Куклы, как и паровозы, самолеты,- игрушки сюжетные, так как с ними можно играть, импровизируя. Такие игрушки очень привлекают малышей. Воспитательное значение сюжетных игрушек трудно переоценить. Обогащаются игры, развивается речь малыша. Известно, что даже одиноко играющий ребенок разговаривает с игрушкой. С предметами, представленными в игре, он многократно действует, поэтому они запоминаются легко. «Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. И нет ни одной игры, которая бы выдвигала столько поводов для развития речи ребенка, как игра в куклы»,- писала Б. И. Тихеева. Играя в куклы, малыш приобретает навыки, нравственные качества: умение проявить Заботу, доброту, ласку по отношению к зверюшкам, птицам, куклам - через них к образу, который кукла изображает. Сюжетные игрушки развивают самостоятельность.

Развитие игры с сюжетом происходит в результате:

  • совместной игровой деятельности ребенка с вами (игры - показы, игры с предметами);
  • впечатлений, получаемых от окружающей жизни, подражания действиям близких ему окружающих людей, картин и под влиянием художественной литературы;
  • самостоятельного упражнения с игрушками, предметами, с которыми вы его уже познакомили.

Участие в играх интересно детям содержательным разнообразием действий с любимыми игрушками. Известно, что мальчики в раннем возрасте любят играть в куклы (кукольными домиками, игрушечными колясками). Не останавливайте вашего сына, если он хочет играть в куклы, не опасайтесь, что он превратится в «девочку», и не браните дочку, если она не любит нянчить кукол, а предпочитает молоток и гвозди.

Ребенок рано начинает наблюдать за трудом окружающих, за вашими действиями и будет подражать им, отражать в игре. Но сам он не может без вашей помощи осмысленно, правильно отражать, воспроизводить их в игре.

Проигрывание разных сюжетов по уходу за куклами ставит перед вами задачу: воспитание нравственных качеств - бережливости, аккуратности в обращении с вещами - и развитие речи. «Ухаживая за куклой, ребенок отдается заботам и труду ради других и в процессе этого приобретает целый ряд трудовых навыков и умений»,- писал Е. А. Аркин.

Игрушки одушевленных предметов (животные, люди) для ребенка - живые существа. Они имеют огромное значение для развития языка.

Игры с куклами и другими игрушками обогатят содержание (сюжет) игры, разовьют целенаправленность действий. Проводите их так, чтобы ребенок узнавал назначение каждого предмета, игрушки и умел соответственно использовать их.

Полечим куклу Олю