От трех месяцев до полутора лет учите его сооружать башню, накладывая один на другой одинаковые кубы или кирпичики, строить автомобиль или выкладывать дорожку, стол. Дайте ему дополнительную сюжетную игрушку (куклу) - этим вы сделаете для ребенка игры с постройками очень увлекательными.
От полутора до двух лет усложняются умственные задачи: увеличивают количество деталей, разнообразят конструкции.
Малыш учится накрывать два куба третьим - скамейка, строить мебель из кирпичиков: диванчик, кроватку, лесенку, домик с окном и дверью - из четырех кирпичей и трехгранной призмы.
С двух до трех лет. Обратите внимание ребенка на то, что устойчивость кубиков и кирпичиков зависит от положения на плоскости стола (стоит или лежит). Размещая кирпичики по горизонтали, можно построить дорожки узкие, широкие, поезд, рельсы. Комбинируем разное размещение кирпичиков - получаются простейшие перекрытия (ворота, домик).
Следите, чтоб малыш правильно называл полученные постройки и детали строительного материала. К строительному материалу нужны еще дощечки, фанера, флажки. Ребенок должен видеть перед собой образцы. Не надо бояться подражания.
От трех до четырех лет. У малыша появляется собственный замысел на основе усвоенных навыков и умений и желание сооружать простейшие постройки, обыгрывать их с сюжетными игрушками. Н. К. Крупская писала, что если ребенок ставит перед собой цель и подбирает нужный материал, то это и содействует развитию творческой деятельности. Это относится и к строительной деятельности.
В конструктивных играх малыш строит уже не только ввысь и горизонтально - появляются более сложные постройки, в которых наблюдается симметрия. Она является незаменимым средством развития воображения, способствует росту его творческих сил.
От четырех до пяти лет. На данной возрастной ступени расширяется опыт ребенка, и развиваются замыслы построек. Он строит пароход, дом для кукол, конюшни. В соответствии с задуманной постройкой он подбирает детали по форме, размеру и устойчивости и уже может воспроизводить постройки более сложных предметов, украшать их мелкими деталями набора.
Побуждайте избегать пестроты - развивайте художественный вкус.
От пяти до шести лет. Когда ребенок освоил конструирование по вашему показу и образцу, он сможет сооружать постройки по чертежу.
Для развития замысла, конструктивных способностей важны впечатления, накапливаемые разными путями: от непосредственных наблюдений за процессом стройки, впечатлений от готовых построек, прочитанных книг, рассматривания картин, фото и других источников.
Анализируйте с ребенком, из каких частей, деталей состоит постройка, в какой последовательности она выполнена.
Планируйте с ним последовательность сооружения частей постройки, подбирайте к ним детали по форме, размеру, устойчивости, советуйте соразмерять между собой предметы (для большой машины нужен большой гараж).
Развивая замысел малыша, вы помогаете овладеть техническими навыками конструирования. У него появляется интерес к совершенствованию постройки - сделать ее более красивой и прочной. В этом возрасте ребенок усваивает с вашей помощью геометрические названия, которые ему потребуются в школе.
Конструкторы «Маленький архитектор», «Строительный набор» помогают решить задачу развития точности зрительного восприятия.
Количество материала у старшего дошкольника, естественно, большее. Он стремится использовать больше архитектурных украшений, уже соблюдает симметрию и пропорцию. Теперь можно посоветовать ему постройку, которую он наблюдал, о которой у него уже есть представление. Но это не исключает, что ему потребуется еще и прямой показ: как строить.
Ребенок уже может представить себе и рассказать, какую он сделает постройку, в какой последовательности он будет строить, подбирать нужный материал. Ему очень нравятся зарисовки его удачных построек или фотографии их, собранные в альбом. По мере того как ребенок будет овладевать конструктивными умениями, можно и нужно ставить перед ним задачи более сложные и приучать его анализировать постройки посложнее: из каких частей состоит, какие детали использованы, последовательность постройки.
Итак, в литературе рекомендованы следующие основные приемы обучения конструированию.
Показ образца готовой постройки, сделанной в качестве примера. Тут же показ приемов конструирования ее с называнием действий.
Показ образца постройки, выполненной вами частично, и предложение ребенку самому закончить ее.
На основе учета умений ребенка предложите темы, и он сможет самостоятельно выполнить различные постройки.
Рекомендуются строительные наборы Е. А. Флериной и А. П. Могилевского, тематические наборы «Архитектор», «Ленинград» и «Гараж», конструктор Поликарпова (крупный). «Керамический конструктор».
От шести до семи лет. В процессе строительства у ребенка возникает потребность изготовить «настоящие» предметы - различные поделки, игрушки. Он охотно использует с этой целью дерево, распиливая его, сколачивая, выпиливая, выжигая.
Как правило, помощь ребенку в играх со строительным материалом, особенно в изготовлении предметов и игрушек из дерева, должен оказывать отец. Совместная работа с ним - в подготовке материала для осуществления замысла, инструментов, обсуждение, планирование этапов работы, советы отца - все это доставляет ребенку радость, укрепляет веру в себя, в свои силы и возможности, воспитывает чувства уважения, привязанности и благодарности, которые остаются на всю жизнь.
Горд ребенок и тем, что его инструменты и материалы хранятся совместно с отцовскими. Эта потребность в общении и уверенность в родительской любви, их поддержке - основа душевного равновесия малыша. Она остается на протяжении всей его жизни.
Мать, как и отец, старшие дети в семье могут помочь малышу использовать природный материал для изготовления игрушек (бересту, шишки сосновые и еловые, солому, желуди). Ребенок сам придумывает предметы, которые можно сделать из того или иного материала. В процессе созидания игрушки и использования ее в игре развиваются сообразительность, смекалка, инициатива и находчивость.
И один в поле воин, если он по-русски скроен