Что же такое строительные игры

От трех месяцев до полутора лет учите его сооружать башню, накладывая один на другой одинаковые кубы или кирпичики, строить автомобиль или выкладывать дорожку, стол. Дайте ему дополнительную сюжетную игрушку (куклу) - этим вы сделаете для ребенка игры с постройками очень увлекательными.

От полутора до двух лет усложняются умственные задачи: увеличивают количество деталей, разнообразят конструкции.

Малыш учится накрывать два куба третьим - скамейка, строить мебель из кирпичиков: диванчик, кроватку, лесенку, домик с окном и дверью - из четырех кирпичей и трехгранной призмы.

С двух до трех лет. Обратите внимание ребенка на то, что устойчивость кубиков и кирпичиков зависит от положения на плоскости стола (стоит или лежит). Размещая кирпичики по горизонтали, можно построить дорожки узкие, широкие, поезд, рельсы. Комбинируем разное размещение кирпичиков - получаются простейшие перекрытия (ворота, домик).

Следите, чтоб малыш правильно называл полученные постройки и детали строительного материала. К строительному материалу нужны еще дощечки, фанера, флажки. Ребенок должен видеть перед собой образцы. Не надо бояться подражания.

От трех до четырех лет. У малыша появляется собственный замысел на основе усвоенных навыков и умений и желание сооружать простейшие постройки, обыгрывать их с сюжетными игрушками. Н. К. Крупская писала, что если ребенок ставит перед собой цель и подбирает нужный материал, то это и содействует развитию творческой деятельности. Это относится и к строительной деятельности.

В конструктивных играх малыш строит уже не только ввысь и горизонтально - появляются более сложные постройки, в которых наблюдается симметрия. Она является незаменимым средством развития воображения, способствует росту его творческих сил.

От четырех до пяти лет. На данной возрастной ступени расширяется опыт ребенка, и развиваются замыслы построек. Он строит пароход, дом для кукол, конюшни. В соответствии с задуманной постройкой он подбирает детали по форме, размеру и устойчивости и уже может воспроизводить постройки более сложных предметов, украшать их мелкими деталями набора.

Побуждайте избегать пестроты - развивайте художественный вкус.

От пяти до шести лет. Когда ребенок освоил конструирование по вашему показу и образцу, он сможет сооружать постройки по чертежу.

Для развития замысла, конструктивных способностей важны впечатления, накапливаемые разными путями: от непосредственных наблюдений за процессом стройки, впечатлений от готовых построек, прочитанных книг, рассматривания картин, фото и других источников.

Анализируйте с ребенком, из каких частей, деталей состоит постройка, в какой последовательности она выполнена.

Планируйте с ним последовательность сооружения частей постройки, подбирайте к ним детали по форме, размеру, устойчивости, советуйте соразмерять между собой предметы (для большой машины нужен большой гараж).

Развивая замысел малыша, вы помогаете овладеть техническими навыками конструирования. У него появляется интерес к совершенствованию постройки - сделать ее более красивой и прочной. В этом возрасте ребенок усваивает с вашей помощью геометрические названия, которые ему потребуются в школе.

Конструкторы «Маленький архитектор», «Строительный набор» помогают решить задачу развития точности зрительного восприятия.

Количество материала у старшего дошкольника, естественно, большее. Он стремится использовать больше архитектурных украшений, уже соблюдает симметрию и пропорцию. Теперь можно посоветовать ему постройку, которую он наблюдал, о которой у него уже есть представление. Но это не исключает, что ему потребуется еще и прямой показ: как строить.

Ребенок уже может представить себе и рассказать, какую он сделает постройку, в какой последовательности он будет строить, подбирать нужный материал. Ему очень нравятся зарисовки его удачных построек или фотографии их, собранные в альбом. По мере того как ребенок будет овладевать конструктивными умениями, можно и нужно ставить перед ним задачи более сложные и приучать его анализировать постройки посложнее: из каких частей состоит, какие детали использованы, последовательность постройки.

Итак, в литературе рекомендованы следующие основные приемы обучения конструированию.

Показ образца готовой постройки, сделанной в качестве примера. Тут же показ приемов конструирования ее с называнием действий.

Показ образца постройки, выполненной вами частично, и предложение ребенку самому закончить ее.

На основе учета умений ребенка предложите темы, и он сможет самостоятельно выполнить различные постройки.

Рекомендуются строительные наборы Е. А. Флериной и А. П. Могилевского, тематические наборы «Архитектор», «Ленинград» и «Гараж», конструктор Поликарпова (крупный). «Керамический конструктор».

От шести до семи лет. В процессе строительства у ребенка возникает потребность изготовить «настоящие» предметы - различные поделки, игрушки. Он охотно использует с этой целью дерево, распиливая его, сколачивая, выпиливая, выжигая.

Как правило, помощь ребенку в играх со строительным материалом, особенно в изготовлении предметов и игрушек из дерева, должен оказывать отец. Совместная работа с ним - в подготовке материала для осуществления замысла, инструментов, обсуждение, планирование этапов работы, советы отца - все это доставляет ребенку радость, укрепляет веру в себя, в свои силы и возможности, воспитывает чувства уважения, привязанности и благодарности, которые остаются на всю жизнь.

Горд ребенок и тем, что его инструменты и материалы хранятся совместно с отцовскими. Эта потребность в общении и уверенность в родительской любви, их поддержке - основа душевного равновесия малыша. Она остается на протяжении всей его жизни.

Мать, как и отец, старшие дети в семье могут помочь малышу использовать природный материал для изготовления игрушек (бересту, шишки сосновые и еловые, солому, желуди). Ребенок сам придумывает предметы, которые можно сделать из того или иного материала. В процессе созидания игрушки и использования ее в игре развиваются сообразительность, смекалка, инициатива и находчивость.

Поделки из бумаги, картона и других материалов