Игры на распознавание цвета

Для проведения игр с целью научить распознавать цвет необходимо запастись разнообразными предметами (шарики, палочки) разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), а также коробочками для них таких же цветов.

Начинайте играть. Сначала предложите малышу шарики одного цвета (например, красного, так как своей яркостью этот цвет очень рано привлекает внимание ребенка и радует его). Покатайте сами эти шарики, приговаривая: «Вот катится красный шарик! Вот еще красный!» Малыш должен повторять за вами. Потом предложите ему сделать то же, только синими шариками. Прежде чем перейти к ознакомлению с новым цветом, повторите игры на закрепление красного и синего цветов. И только после усвоения добавляйте шарики новых цветов: желтого, зеленого.

Когда дети будут хорошо ориентироваться в цветах шариков, игру можно несколько разнообразить, усложнить.

Возьмите несколько шариков двух разных цветов, сложите их в одну коробку и предложите ребенку выбрать шарики какого-то одного цвета. Снова смешайте все шарики и предложите выбрать шарики уже другого цвета. При этом не только сами называйте нужный цвет, но и побуждайте к этому малыша. Такие игры нужно также повторять с целью закрепления у детей знаний о цвете.

Подобного вида игры можно варьировать: раскладывать шарики основных цветов (сначала по два цвета) в коробки таких же цветов. Предложите ребенку желтые шарики положить в желтую коробку, а зеленые шарики - в зеленую (предварительно сами покажите, как это делать). Обязательно в ходе игр называйте все цвета шариков и побуждайте к этому малыша.

Хорошо также, если вы для игры на распознавание цвета изготовите пособия по типу «лото».

Одно из таких пособий «Разложи (подбери) бусинки по цвету» включает в себя, например, четыре карточки (размер их произвольный, но не маленький, примерно 15 х 7 см), на которых цветными карандашами, красками или фломастерами нарисуйте по одной ниточке бус: красную, синюю, желтую и зеленую. К каждой карточке сделайте бусинки-кружочки (не менее 6-10 шт.) соответствующих цветов. Для этого можно использовать цветную бумагу, но постараться сделать так, чтобы бусинки имели одинаковое цветовое оформление с двух сторон.

Сначала сами назовите цвет ниточки на карточке, затем выберите бусинки-кружки такого же цвета и приложите их к этой ниточке. Предложите ребенку собрать такие же (например, красные) бусы. Обращайте внимание на то, чтобы он не только правильно подбирал бусы, но и сам называл их цвет.

Для разнообразия игрового материала и большей заинтересованности малыша можно вырезать из картона знакомые ему предметы (рукавички, матрешки, шапочки), исполнив их в определенном цвете. Их легко вырезать из цветной бумаги, которую лучше наклеить на картон, чтобы пособие не так быстро истрепалось. Формы предметов могут быть самыми простыми, лишь бы ребенок их узнавал.

С этими предметами можно проделывать следующие действия:

  • разложить предметы поочередно в коробки соответствующего цвета;
  • синей матрешке подобрать синюю шапку
  • зеленой матрешке подобрать зеленую рукавичку
  • Перечисленные выше игры способствуют не только обучению детей распознавать цвета, но и развитию речи

Называя цвет, но, не требуя от ребенка его запоминания прокатите шарик, приговаривая: «Вот как шарик покатился». Затем предложите ребенку самому покатать шарики (красный, желтый, затем синий и зеленый). Здесь вы уже будете учить различать цвет и понимать назначение.

Чтобы научить различать цвета, координировать движения пальцев - вставлять и вынимать из отверстий втулочки, грибочки, соответствующие цвету (не называя цвета), используйте картонную коробку-столик, расчерченную на 4 квадрата (зеленый, желтый, красный и синий), и этих же цветов втулочки по количеству соответственно отверстиям на каждом поле.

Научить различать форму и величину шаров можно, сделав в коробке (сверху) круглые вырезы большого и малого размеров, соответствующие размерам шаров. Покажите ребенку, как играть, опуская в большое окошко большой шар, а в маленькое - маленький. (Вместо шаров можно сделать кружочки). «Теперь ты возьми большой шар, опусти в большое окошечко, маленький - в маленькое». Так ребенок запомнит - «большой», «маленький».

С возрастом эта игра усложняется.

В коробке сделайте 4 контрастных по размеру выреза, подготовьте шары, большой и маленький, и кубы, большой и маленький (шар должен быть по диаметру больше квадратного отверстия - чтобы не проходил). Ребенок должен опустить в большое круглое отверстие большой шар, в меньшее - меньший, в квадратное большое окошко - большой кубик, а меньший - в меньшее окошечко. Предлагайте малышу называть «шарик», «кубик» (по мере усвоения названий). Известно, что всякое представление должно быть закреплено словом. Постепенно вводите в игру и треугольник.

Беседы с ребёнком