Позаботимся о старенькой бабушке (или дедушке)

А теперь можно и поиграть. Конечно, как и перед любой игрой, вы с ребенком проведите предварительную работу: обратите внимание на то, как тяжело старенькой бабушке выполнять работу по дому: подметать, готовить обед. В ходе наблюдений, чтения художественных произведений (например, Л. Воронковой «Добрая бабушка»), своим собственным поведением старайтесь пробудить у ребенка чувство заботы о стареньком, но самом лучшем друге - бабушке (дедушке).

Научите ребенка действиям, которые бы стали проявлением заботы и уважения к ней (к нему): принести бабушке (дедушке) тапочки, поправить постель, укутать ноги одеялом, накинуть на плечи теплую кофту, помочь убрать квартиру, сходить в магазин, приготовить обед. Пусть ребенок постоянно адресует кукле-бабушке (дедушке) теплые слова, напоминайте ему об этом.

Игра будет для ребенка интересной и эмоциональной, если в своей настоящей жизни он проявляет те же чувства, а это очень важно в воспитании нравственных качеств личности ребенка - будущего взрослого человека.

Содержанием игры могут быть:

  • труд взрослого в семье
  • работа шофера
  • летчика
  • космонавта
  • изображение животных
  • уход за куклами – купание
  • стирка

Развитию игр содействуют: наблюдения за ближайшей окружающей жизнью, обучающие игры, рассказы, чтение, показ кукольного спектакля. Надо, чтоб были соответствующие игрушки.

Не довольствуясь тем, что ребенок «возится», вы, продолжая развивать игры, отображающие жизнь и деятельность окружающих, подсказываете ему тему и помогаете использовать соответствующие игрушки, берете на себя какую-то роль и через нее содействуете развитию ценного качества - аккуратности в обращении с предметами, игрушками, формированию черт характера, необходимых ему уже в этом возрасте,- добрых взаимоотношений, вежливости.

С возрастом расширяются, уточняются и обогащаются представления детей, их знания об окружающей жизни и труде людей, о природе. Углубляются те сведения, которые ребенок освоил в младшем возрасте,- недостаточно ясные и расчлененные представления вы будете стремиться упорядочить, сделать их более полными и четкими. Занимая малыша, вы приучите его глубже всматриваться в окружающее. Побуждайте его возводить постройки, играть с песком, организуйте игры с водой. Игры становятся более осмысленными с возрастом, с накоплением впечатлений, расширением опыта.

К четвертому году жизни воображение и желание подражать возрастает. Он хочет быть, как взрослый. Ребенок вживается в его образ и со всей непосредственностью переживает. Он воплощает в действие то, что произвело на него впечатление. К. С. Станиславский говорил артистам художественного театра: «Когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами». А они (переживания) оставляют глубокий след в его жизни - формируют чувства, отношения к тому явлению, которое он отражает.

К сожалению, в окружающей действительности он встречается и с отрицательными явлениями: вот его внимание обратил на себя пьяный, малыш наблюдает частые выпивки дома и начинает чокаться, вихляться, орет песни и падает. А иногда приходится наблюдать, как ребенок отражает, играя с куклой, сердитую маму, наказывающую дочку. Как важна ваша роль - отвлечь его от таких игр! Не оставайтесь безразличными к тому, что и кого изображает малыш ваш в игре. Пусть воображение воспроизводит все положительное в нашей жизни, пусть он вдохновенно отражает, повзрослев, героику наших дней. Вот поэтому очень важно вам влиять на игру, чтобы формировались хорошие, добрые чувства.

Поощряйте начавшиеся проявления элементов творчества, выдумки. Следите, чтобы многократно повторяемые игры не были результатом бедности впечатлений. Повторно пронаблюдайте с ним, уточняйте, рассказывайте, читайте ему, вызывайте интерес к темам, которые он разыгрывает со сверстниками. Например, заметив застой в игре «Стройка дома», обогатите представления его об этом. Обратите внимание во время прогулок на строительство дома - на то, что разные работы выполняют рабочие, помогая друг другу,- слаженно идет работа. Руководит всем бригадир. Прочитайте отрывки из книги «Кто построил этот дом» С. А. Баруздина. Окажите детям помощь в распределении ролей между ними.

В игре дети отображают то, что их наиболее привлекло в труде людей, в событиях, которые заинтересовали их. Надо взволновать чувства детей подвигами советских людей, их мужеством, смелостью. Содержанием игры является то, что сильно впечатлило, вызвало потребность отразить в игре и в других видах художественной деятельности (рисование, аппликация, лепка). В этом помогают художественная литература, картины, театр (кукольный), телефильмы и соответственно подобранные предметы и атрибуты. Побуждайте изготовить некоторые игрушки самостоятельно. Внушите ребенку, что нужно уметь делать что-нибудь интересное. От этого зависит его умение играть с другими детьми.

На шестом году жизни игры более разнообразны по тематике, богаче по содержанию, в расцвете фантазия ребенка. В большей степени выражена волевая черта - он (в творческих, сюжетно-ролевых играх) уже ставит цель (так же, как и в трудовых процессах, в постройках, рисунках). Она заметна в распределении ролей, в самостоятельном изготовлении игрушек - самоделок.

В домашних условиях вам трудно принимать участие и направлять его сюжетно-ролевые игры. Но вы продолжаете интересоваться темой его игр с товарищами во дворе (если ребенок не посещает детский сад) или у его воспитателя (если посещает сад): с кем чаще играет, во что играет и как проявляет себя. Интерес к его игровой деятельности, проявляемый вами, конечно, содействует вашему общению с ним. Конкретно ваша заинтересованность может проявиться и в том, что вы прочитаете ему книгу, углубляющую его игровой интерес, и поможете в изготовлении атрибутов для игры (особенно для игр-драматизаций).

В домашних условиях вы, родители, и другие взрослые в семье с большой пользой для ребенка можете и должны углублять его интерес, удовлетворять и растить любознательность, наблюдательность и сообразительность, занимая его обучающими и настольными играми, требующими усилия мысли.

Вы развиваете его, упражняя в умении обследовать предметы, сравнивать их, подмечая незначительные различия в их признаках,- по цвету, величине, форме и материалу, определять изменения в расположении предметов спереди - сзади, справа - слева, под - над, посередине - сбоку.

Развивайте умение узнавать по описанию животное, растение, вид транспорта, отгадывать загадки, пополнять словарь (словесные игры), развивать речь. Упражняйте усидчивость, умение доводить все начатое до конца.

Но, безусловно, игры должны проводиться эмоционально, быть интересными, увлекательными для малыша, доступными, создавать потребность в работе мысли, требовать ее усилия. Все это при вашем заинтересованном правильном руководстве будет содействовать формированию готовности к школе.

Д. Б. Эльконин, ведущий психолог, профессор, пишет:

«Есть все основания думать, что при формировании игровых действий возникают первичные формы мыслительной деятельности. В этом состоит важнейшее значение игры для всего его умственного развития. Игра готовит ребенка к школьному обучению, которое заключается в формировании конкретных форм умственных действий».

Игра и подготовка к школе