Значение художественной литературы

Никакой пользы не приносит чтение во время еды или перед сном. Это вредно - отвлекает малыша от еды и сна, мешает воспринимать образы. Вы, наверное, и сами заметили, как любят малыши, чтоб им читали вслух. Двухлетний ребенок делает вид, что он читает сам. Он точно запоминает, что написано на каждой странице и сразу заметит, если вы что-нибудь измените. Пусть в вашей семье станет традицией чтение детям вслух. Такое общение оставляет след в душе малыша на всю жизнь, воспитывает в нем любовь к книге - источнику знаний, расширяет кругозор, развивает эстетически.

Чтение художественных произведений и беседы по ним. Книга - не только источник знаний, но и средство художественного воспитания. Книга - спутник человека в течение всей его жизни. Приучайте ребенка с детских лет любить и беречь книгу.

Как правило, книги для детей иллюстрированы. Рассматривая вместе с ребенком иллюстрации, не торопитесь. Задавая вопросы, останавливайте внимание малыша на деталях, разъясняйте, какой текст иллюстрирует данная картинка. Пусть он припоминает, сличает. Все это приучит его внимательно, осмысленно рассматривать то, что изображено на картинке.

Художественная литература обогащает жизненный опыт ребенка. В ней рассказывается о жизни и деятельности людей - об их труде, стремлениях, взаимоотношениях, о подвигах героев, о красоте родной природы, раскрываются характеры людей и мотивы их поступков. Все это затрагивает чувства ребенка, заставляет его переживать, волноваться за судьбу человека - одним сочувствовать, других осуждать. Книга помогает ребенку познавать мир.

В дошкольном возрасте ребенок (за некоторым исключением) - слушатель, а не читатель. Знакомя его с художественным произведением - будь то сказка, стихотворение, рассказ,- мы развиваем эстетическое восприятие малыша - он видит как бы образы, слушает и радуется образному слову. Воспитывается любовь к художественным произведениям, к их авторам.

Художественные произведения, которые вы читали или рассказывали, окажут большое влияние на ребенка, на формирование личности, оставят в его душе глубокий след, благодарность за то, что вы ввели его в мир прекрасного.

К восприятию художественного произведения можно подготовить малыша вопросом, беседой, воскрешающими его личный опыт. «Ты помнишь, что рассказывал тебе дядя Андрей о своей службе на границе? Хочешь, я почитаю тебе о случае на заставе, про храброго мальчика, задержавшего врага. Написала об этом Агния Барто».

С таким же интересом, волнующим напряжением он послушает рассказы Льва Кассиля о защитниках Родины: «Твои защитники», «Сестра», «Богатыри» и др.

Стихи, рассказы помогут расширить интерес, кругозор, привить и углубить чувства любви к своей стране, пробудить любознательность и воображение ребенка. Велика наша страна, величествен труд советских людей, высоки их моральные качества. С огромным интересом узнает ребенок об этом, когда вы прочитаете ему рассказы С. Баруздина «Страна, где мы живем», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», Б. Житкова «На льдине».

После ознакомления с литературным произведением интереснее проходит беседа, которая помогает глубже осмыслить, вспомнить содержание и основных действующих лиц. При этом развивается, обогащается речь ребенка, углубляются чувства.

Беседуя о прочитанном, вы узнаете, кто ему понравился, чем понравился, его отношение к окружающему. Иногда с помощью вопросов беседа проходит как воспроизведение содержания. Какой бы характер ни носила беседа, связанная с прочитанным художественным произведением, она должна проходить интересно по содержанию, эмоционально.

Ваша роль в беседах кроме уточнения и систематизации опыта - направлять правильные суждения ребенка, формировать его чувства. Во время беседы по прочитанному вами литературному произведению ребенку шести-семи лет задавайте вопросы, которые помогали бы лучше представить все то, о чем ему рассказывают. Помогайте ему находить образные выражения и слова, если он начинает сам рассказывать о прочитанном.

Знакомство с поэзией