Изучение движений ног при плавании

Движения ног обеспечивают правильное высокое положение пловца в воде, помогают его уравновесить, что в свою очередь позволяет свободно выполнять различные движения руками в воде и над водой.

Изучать спортивные способы плавания кролем на спине и груди начнем с изучения движений ног на суше.

Для изучения техники движений ног сядьте на склоне крутого берега рядом с ребенком (можно на скамейке, плоском камне, возвышенности).

Для более удобного выполнения движений обопритесь руками о землю за спиной. Приподнимите ноги и продемонстрируйте ребенку движения ног способом кроль. Затем ребенок принимает такое же исходное положение и, копируя ваши движения, старается их выполнить. После небольшого отдыха он повторяет движения ног, но теперь уже в том темпе, который вы задаете ему хлопками рук или счетом. Движения ног усваиваются быстро. После правильного выполнения схемы движений на суше переходите к выполнению их в воде.

Занятия на воде начинайте с повторения изученных ранее упражнений, а затем переходите к новым.

1. Ребенку лечь на грудь в положение «стрела». Обучающему стать сбоку и немного впереди, взять ребенка за запястья захватом сверху и, энергично протащив мимо себя, отпустить для свободного скольжения. Он должен проскользить примерно 4 м и самостоятельно встать на дно.

2. То же, но в положении на спине.

3. Ребенку выполнять самостоятельное скольжение на груди с толчком от дна.

5. Обучающему стать впереди ребенка. Ребенку сесть спиной к берегу, руки в упоре сзади, приподнять ноги и выполнять движения ими так, как выполнял, сидя на склоне берега.

Добейтесь выполнения упражнения почти прямыми, но расслабленными ногами. Ведущим эвеном движения является бедро, за ним расслабленно, сгибаясь под тяжестью сопротивления воды, движется голень и стопа (носки оттянуты и слегка повернуты внутрь).

6. Теперь ребенок должен приподнять таз к поверхности воды, выпрямить ноги, хорошо расслабить их и выполнять движения ногами кролем на спине (6 — 8 с).

7. То же, но в положении на груди. Лицо поднято над водой.

8. То же, но лицо опущено в воду.

Упражнения 6, 7, 8 выполняются с различной амплитудой движений и в различном темпе. Постепенно усваивается оптимальная амплитуда движений и темп.

9. На более глубоком месте положить ребенка грудью на воду (лицо над водой). Поддерживать его левой (правой) рукой под грудью. В таком положении он выполняет движения ногами, а обучающий правой (левой) рукой регулирует амплитуду движения ног. Стопы должны слегка вспенивать воду.

10. То же, но с опущенным в воду лицом.

11. То же, но в положении на спине.

12. Ребенку лечь грудью на воду в положение «стрела». Взяв его двумя руками за талию, обучающему подтолкнуть его вперед, ускоряя движение. Освободившись от поддержки, выполняя движения ногами кролем, ребенок плывет к берегу на задержке дыхания.

13. То же, но в положении на спине.

Далее переходите к самостоятельному выполнению упражнений в скольжении с движением ног.

1. Ребенку без посторонней помощи, толчком ног от дна лечь грудью на воду в положение «стрела» и выполнять движения ногами кролем.

Упражнение называется «скольжение на груди с движением ног кролем». В последующем это упражнение повторяется на каждом занятии.

2. То же, что и упражнение 1, но руки вытянуты вдоль туловища.

3. Без посторонней помощи, оттолкнувшись от дна ногами, ребенку лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. В конце скольжения выполнять попеременные движения ногами (ребенок должен видеть, как стопы его ног вспенивают воду).

4. Оттолкнувшись от дна в положении «стрела» на спине, ребенку выполнять движения ногами кролем.

Упражнение называется «скольжение на спине с движениями ног кролем». Это упражнение повторяется на всех следующих занятиях. При выполнении упражнения в скольжении с движениями ног сопровождайте ребенка справа или слева от него, давая указания по технике выполнения движений ногами.

Игры

1. «Торпеда на мели». На расстоянии 4 — 5 м от берега ребенок ложится на воду в положение «стрела» головой к берегу и выполняет скольжение на груди с движениями ног. «Торпеда ложится на мель», если ребенок доплывает до самого берега.

2. «Мина». Ребенок стоит лицом к берегу на глубине по грудь. На расстоянии двух метров от него вы бросаете в воду мяч. Присев и оттолкнувшись ногами от дна, ребенок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем. «Мина не взорвалась», если ребенок проплывет под мячом, не задев его телом.

Ребенок самостоятельно и многократно проплывает короткие дистанции с помощью движений ног. Каждый новый отрезок он начинает с энергичного толчка ногами от дна и последующего скольжения в положении на груди или на спине, при этом движения ног начинаются в конце скольжения.

Непродолжительная работа и следующий за ней короткий отдых отвечают возрастным особенностям ребенка, который может выдерживать только кратковременную нагрузку и быстро восстанавливать силы.

Во время выполнения упражнений у ребенка возникают ошибки в движениях ног как при плавании на груди, так и на спине. Одна из самых распространённых ошибок заключается в том, что движения ног начинаются не от тазобедренных суставов (ведущее в движениях — бедро), а с сильного сгибания ног в коленях.

В результате при плавании на спине колени подтягиваются к туловищу и сильно выступают из воды. Они не должны появляться над водой. Над водой видны лишь кончики пальцев, вспенивающие воду.

При движениях ног в плавании на груди сильное сгибание в коленных суставах приводит к тому, что над водой поднимаются голени и при выполнении рабочих движений ногами бьют по воде сверху. Такая техника движений ног не обеспечивает продвижение тела вперед. Исправить ошибку можно многократными указаниями: не сгибать ноги в коленях.

Достаточно распространенная ошибка — так называемый дрожащий удар. Эта ошибка чаще встречается у детей старшего возраста и выражается в том, что дети бьют по воде напряженными и совершенно прямыми ногами с большой частотой и незначительной амплитудой движений. Исправить ошибку можно указаниями или, взявшись руками за стопы ног ребенка, помочь ему выполнять движения с нужным размахом и частотой.

И еще одна ошибка, которая встречается в основном у детей дошкольного возраста. Они почти всегда неправильно располагают стопы во время выполнения движений ногами. Дети держат стопы под прямым углом к голени и при указании «оттянуть носки» напрягают мышцы голеностопного сустава, что не способствует продвижению вперед. Исправляется эта ошибка объяснениями и изучением упражнений на расслабление.

Постепенно, по мере усвоения навыка, плавание на спине приносит ребенку больше радости, чем плавание на груди, так как в этом положении, он свободно дышит. Свободное дыхание, в свою очередь, позволяет выполнять движение ногами более продолжительное время.

Значительное расстояние, проплываемое ребенком на спине, укрепляет веру в свои силы и повышает интерес к занятиям.

Однако увлекаться плаванием с помощью движений ног не следует. Если ребенок с помощью движений ног удерживает тело в горизонтальном положении 7 — 8 секунд и продвигается вперед, не затрачивая из лишних усилий, необходимо переходить к изучению техники движений рук.

До тех пор, пока техника движений рук и дыхание не освоены, к плаванию с помощью движений одними ногами надо относиться очень осторожно.

Изучение техники движений рук в плавании кролем