Первый этап обучения плаванию

Для подавления чувства страха перед водой и умения в ней ориентироваться мы предлагаем ряд упражнений.

Первое задание

Вы должны убедить ребенка в том, что вода не так уж страшна, что она приятно охлаждает в жару, что в воде можно бегать, прыгать, кувыркаться и весело играть. А для того чтобы ваш ребенок поверил этому, вы должны на неглубоком месте (глубина до коленей) дать возможность малышу посидеть в воде, полежать, упираясь в дно руками, поползать, поплескаться.

Затем пусть он походит вдоль берега, побегает, попрыгает вверх с последующим падением в воду. После этого научите ребенка выполнять такие, упражнения.

1. На глубине воды до бедер, в положении стоя, совершать движения прямыми руками вправо, влево, вперед, назад, с различными положениями ладоней (положение ладоней перпендикулярное и параллельное по отношению к направлению движения рук).

2. В положении стоя, наклонившись вперед, совершать движения прямыми руками вправо, влево, назад, вперед, скрестно, одновременно и попеременно, с ускорением и равномерно, напряженно и расслабленно, с различным положением ладоней, с поворотом туловища вправо и влево.

Стойте рядом и страхуйте ребенка, поддерживайте его. На этой же глубине пусть ребенок выполняет маховые движения ногами вперед, назад, вправо, влево. В выполнении этого упражнения можно помочь ребенку, держа его за обе или за одну руку.

Ребенок выполняет упражнения из положения стоя, руки на поясе.

Соблюдать последовательность исходных положений необходимо в зависимости от возможностей и возраста вашего ребенка. Чем он моложе, тем строже следует ему соблюдать переход от одного исходного положения к другому. Маховые движения ногами выполняются последовательно левой и правой ногой вперед, назад, в стороны, перед собой. Положение стоп при этом меняется.

Описанные упражнения в дальнейшем помогут вашему ребенку правильно располагать гребущие поверхности конечностей при последующем освоении техники плавания. Их надо выполнять так, чтобы в одном случае обучаемый смог ощутить большее сопротивление воды и необходимую опору конечности о воду, а в другом - наименьшее сопротивление воды и свободное движение конечности в заданном направлении.

Предварительно сами выполните движения. Вы почувствуете разницу давления воды на гребущие поверхности конечностей в зависимости от их положения. При выполнении упражнений обращайте внимание на последовательное чередование напряжения и расслабления мышц конечностей.

Перейдите на более глубокую часть (до пояса) и там выполните упражнения в ходьбе, беге и прыжках. Но ребенок не сможет их выполнить без вашей помощи.

Поэтому начинайте осваивать их в таком порядке:

1. Ходьба и бег взявшись за руки.

2. Ходьба и бег не держась за руки.

3. Ходьба и бег в полуприседе, по кругу змейкой.

4. Ходьба и бег спиной вперед.

5. Ходьба и бег различными шагами (приставным, скрестно).

6. Передвижения прыжками на одной, двух ногах.

Меняйте скорость передвижения. К упражнению в ходьбе и беге добавьте вспомогательные движения руками в воде, помогающие продвижению вперед (попеременные и одновременные). Усложните прыжки. Выполняйте их, прыгая вперед-вверх, падая грудью на поверхность воды. Подобное разнообразие придает занятиям интерес и увлеченность.

Упражнения в ходьбе и беге призваны знакомить с такими свойствами воды, как плотность и сопротивление движущемуся телу в зависимости от скорости и положения тела. Поэтому эти упражнения желательно выполнять с различной скоростью (медленно, быстро), с различным положением тела и изменением направления движения (вперед, назад, вправо, влево).

Игры

Закрепите ваш первый урок игрой «Морской зверь». По команде ваш ребенок выполняет в воде действия, изображая животных:

  • «крокодил». Ложится в воду, упираясь в дно руками, движется вдоль берега вперед, перебирая руками по дну;
  • «рак». То же, но движение выполняется ногам и вперед;
  • «краб». То же, но движение выполняется боком вперед;
  • «аист». Прыгая на одной ноге, передвигается вдоль берега;
  • «летучая рыба». С разбега прыгает вверх-вперед и шлепается грудью на воду;
  • «лягушка». Прыгая на двух ногах, продвигается вперед, руки прижаты к бедрам.

Проведите эти же игры в виде соревнований. Например, кто быстрей допрыгает до берега «аистом», проползет «крабом», кто дальше продвинется вперед за два прыжка «лягушкой».

Соревнования намного повысят эффективность занятий. Обратите внимание на то, что вам всегда предлагается выполнять движения в направлении с глубокой части к мелкой или на мелководье вдоль берега. Это условие соблюдайте всегда. Все упражнения выполняйте в направлении к берегу или вдоль него.

Второе задание при обучении плаванию