Научиться самостоятельно вставать на дно из положения лежа на груди

В том, что вода поддерживает тело на поверхности, ребенок убедился на предыдущем занятии. Он научился лежать на воде. Ему не так просто удерживать свое тело в состоянии равновесия на поверхности воды. У детей очень легки кости, поэтому они могут держаться на воде даже при выдохе, но удерживать равновесие им трудно. Еще трудней новичку осуществить переход из горизонтального положения в вертикальное. Пытаясь встать на дно и не найдя опоры под ногами, ребенок может испугаться.

Для того чтобы предупредить появление страха, вы помогали ему, поддерживая в любую минуту, а сегодня научите его самостоятельно вставать на дно.

Чтобы встать на дно из положения, лежа на груди, надо сгруппироваться (то есть подтянуть согнутые в коленях ноги к груди), поднять вверх голову, и руками надавить на воду вниз. После этого ноги выпрямляются по направлению вниз и ставятся на дно.

Из положения на спине встать на дно можно следующим способом: сгруппироваться, подтягивая голову к коленям (как бы сесть на воду), руки перевести в положение вдоль тела и, нажимая ладоням и вниз-назад, перевести тело в вертикальное положение. Теперь ноги можно ставить на дно.

Цель четвертого задания — обучить ребенка скольжению на груди и на спине. Для этого предложите ребенку (на глубине до пояса):

1. Выполнить несколько упражнений в лежании на груди и спине с самостоятельным переходом из горизонтального положения в вертикальное.

2. Выполнить прыжок вверх-вперед с падением грудью на поверхность воды с последующим переходом в вертикальное положение.

3. То же, что и упражнение 2, но падать спиной на поверхность воды.

4. На глубине, позволяющей упереться руками в дно в таком положении, чтобы вода доходила до подбородка, лечь на воду грудью и плавно приподнять бедра к поверхности воды, ноги выпрямить (удерживать пятки у поверхности воды 10—15с).

5. То же, но опустив лицо в воду, задержать дыхание на 5—6 секунд.

6. На глубине до колен сесть и упереться руками в дно за спиной, плавно приподнять таз к поверхности воды, ноги выпрямить, носки оттянуть, голову положить на воду (удерживать таз у поверхности воды 10—15секунд).

7. Слегка наклоняясь вперед к воде (держать ребенка за обе руки), оттолкнуться ногам и от дна и, ложась на воду грудью, приподнять бедра к поверхности воды. (Обучающий, двигаясь спиной вперед, буксирует его за собой). При выполнении упражнения нужно следить за вытянутым положением тела без прогиба в пояснице. Пятки не должны опускаться глубоко под воду; руки ребенка должны находиться под водой (иначе нарушается горизонтальное положение тела), лицо поднято над водой (подбородок на уровне воды).

8. То же, что и упражнение 7, но с опущенным в воду лицом.

9. Принять положение на спине (руки вдоль туловища). Вы удерживаете ребенка за голову, накладывая свои кисти на его челюсти и уши, и буксируете его, следя за тем, чтобы таз и носки ног находились у поверхности воды, а мочки ушей погрузились в воду.

Буксировка на спине может проводиться и другим способом. Лежа на спине, ребенок вытягивает руки вверх, и вы, взяв его за кисти рук, буксируете обучаемого.

Упражнения в буксировке выполняются в различном темпе: шагом, бегом с нарастающей скоростью.

10. С вашей помощью лечь на воду грудью в положение «стрела», голова приподнята над водой. Вы поддерживаете ребенка одной рукой под грудью, а другой — за пятки. По вашей команде он делает вдох и опускает в воду лицо между руками. Теперь вы, убирая из-под груди руку, другой рукой плавно, без особых усилий, толкаете его пятки вперед к берегу. Повторяя упражнение, старайтесь оттолкнуть ребенка посильней и подальше. Сильный толчок придает телу быстрое скольжение, что в свою очередь создает устойчивое положение тела на воде.

11. Принять положение «стрела». Вы, став немного левее (правее) впереди, возьмите ребенка за кисть и плечо левой (правой) руки. Затем протяните его мимо себя, ускоряя движение, и отпустите его руку. Дальше он самостоятельно скользит без опоры.

Благодаря ускорению, на тело действует подъемная сила, поддерживающая его. Для выполнения упражнения требуется сохранить горизонтальное положение и не выполнять никаких дополнительных движений.

Легче всего сохранить равновесие при скольжении, и чем быстрее мы скользим, тем проще удерживать равновесие тела на воде. Поэтому, выполняя скольжение, необходимо сильно отталкиваться от дна.

Перечисленные выше упражнения необходимо повторять до тех пор, пока ребенок полностью не освоит последующего свободного скольжения на расстоянии не менее 2— 2,5 м.

Переходим к выполнению скольжения без помощи партнера. Оно выполняется так:

1. Стать лицом к ребенку на расстоянии 2 м. от него и протянуть к нему руки. Предложить ребенку выполнить скольжение по направлению к обучающему толчком ног от дна. Поддержать его при потере равновесия. Напомнить, как правильно встать на дно (перейти из горизонтального в вертикальное положение). По мере усвоения и качественного выполнения упражнения расстояние постепенно увеличивать.

2. Ребенку стать лицом к берегу на глубине до пояса, присесть, наклоняясь вперед, лечь грудью на воду, одновременно соединяя кисти выпрямленных рук (лицо опустить в воду, дыхание задержать на вдохе), сильно оттолкнуться ногами от дна. Необходимо строго соблюдать последовательность действий.

3. То же, но в положении на спине.

Правильность положения при скольжении определяется прямым, без прогибов, туловищем, руки и ноги соединены вместе и выпрямлены, носки оттянуты, голова опущена в воду между руками. От силы и направления толчка ногами в значительной степени зависит правильность скольжения.

Толчок должен быть направлен вдоль продольной оси тела. Скольжение приучает принимать наиболее обтекаемое положение, обеспечивающее наименьшее сопротивление воды. И здесь сила толчка ногами играет далеко не последнюю роль. Сильный и правильный толчок позволит преодолеть большее расстояние без потери равновесия.

Упражнения всегда должны выполняться правильно, ибо ошибки потом трудно исправлять. Для предупреждения ошибок первоначально скольжение надо выполнять на ограниченном расстоянии.

Группа упражнений в скольжении является переходной от группы упражнений по освоению с водой к группе по обучению спортивным способам плавания. В ней присутствует безопорное движение тела в горизонтальном положении у поверхности воды. Не овладев хорошо скольжением, трудно научиться плавать. Решающим шагом к овладению плаванием будет уверенное выполнение скольжения на груди и спине на расстоянии 4—5 м. Разнообразное положение головы и рук в воде поможет вашему ребенку овладеть этим навыком.

Постарайтесь сделать ваше занятие интересным. Для этого используйте все многообразие вариантов скольжения.

Вот примерный перечень упражнений:

  • скольжение с толчка от дна одной или двумя ногами
  • скольжение с шага
  • с прыжка
  • с места или разбега
  • из самых разнообразных исходных положений на груди, спине и на боку

Их можно разнообразить различными положениями рук и ног. Например:

  • скольжение на груди, левая (правая) рука вверху, правая (левая) прижата к туловищу
  • то же на спине
  • скольжение, когда обе руки вытянуты вверх, кисти параллельны или наложены одна на другую, обе руки прижаты к туловищу (на груди, на спине)
  • скольжение с последующим переворотом на бок и на спину
  • скольжение со сменой положения рук во время поступательного движения тела вперед (на груди и на спине)
  • скольжение на правом и левом боку
  • скольжение в толще воды с различными исходными положениями рук и головы

Упражнения в скольжении очень динамичны. Дети их выполняют с большим азартом, решая при этом целый ряд задач, связанных с освоением воды, умением сохранять равновесие, обтекаемое и горизонтальное положение тела. Обратите внимание на то, чтобы, выполняя скольжение, ребенок вытягивался, принимая положение «стрела», держа руки и ноги вместе.

Будьте внимательны. Соблюдайте меры предосторожности. Ни на мгновение не отвлекайтесь на посторонний предмет. Все упражнения в скольжении ребенок должен выполнять, скользя по направлению к вам, к берегу или вдоль берега на мелкой части (но не на глубокой и не к середине водоема). Во время выполнения упражнений сопровождайте обучаемого с боку.

Совершенствование скольжения по воде