Влияние ароматов на детей

влияние ароматов на детей

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость применения косметических средств для ухода за ребенком, но в отношении парфюмерии наблюдается другое явление. Иногда слышишь недоуменный вопрос: «Дети и парфюмерия!?» Конечно, «косметикой» ребенка родители охотно занимаются, так как отступление от гигиены отрицательно влияет на здоровье ребенка.

Однако над применением парфюмерии как одного из звеньев эстетического воспитания детей до недавнего времени мало кто задумывался. Между тем это немаловажно, и все больше проясняется вопрос о влиянии запахов на психику и эстетику ребенка.

Этим вопросом занимаются многие крупные психологи и другие ученые во всем мире и даже физики.

Знаменитый физик Роберт Вуд говорит, что память маленьких детей похожа на кинопленку, на которую улавливаются длинные серии некоординированных впечатлений. Обычно большинство из них с годами стирается из памяти и только некоторые впечатления самого раннего возраста врезаются в память с такой яркостью, что остаются на всю жизнь.

Р. Вуд предлагает опыт для определения способности запоминания детьми ощущения света, запаха и звука. Как хорошо известно, запахи и звуки сильно стимулируют память о давно прошедших событиях. Зрительное ощущение цветного колеса или чего-нибудь в этом роде должно быть внезапно преподнесено ребенку и в то же время надо сыграть простую, но определенную мелодию и одновременно наполнить воздух запахом при помощи пульверизатора. Затем ребенку надо периодически демонстрировать два «запоминающихся явления», например, мелодию и запах... и появятся воспоминания о пестром, ярко сверкающем вертящемся колесе. Еще проще - спеть ребенку песенку и дать понюхать надушенный платок, в то время когда колесо вертится. Таким образом, в будущем одно ощущение воскресит в памяти другие ощущения.

Мышление ребенка, как считает один из крупнейших психологов Л.С. Рубинштейн, зарождается и развивается сперва в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием.

Наблюдение ребенка сначала ограничено немногими особенностями, привлекательными для него чертами, и направления, по которым оно движется, немногочисленны, но в пределах доступной ему сферы. Наблюдения ребенка бывают часто на редкость богаты и тонки. Вопреки очень распространенной точке зрения даже совсем маленький ребенок может иногда очень долго и чрезвычайно сосредоточенно рассматривать привлекшие его внимание предметы; с редкой зоркостью замечает он иногда чем-нибудь интересные для него яркие детали и частности, которые легко ускользают от внимания взрослых.

Мышление у ребенка зарождается в самом восприятии действительности, с тем чтобы затем все более выделиться из него. Перед ребенком мелькает множество впечатлений, он начинает замечать некоторые качества, которые определяют то, что он воспринимает. Это выделение определенных качеств неизбежно связано с непроизвольной абстракцией от множества других, которые остаются вне поля зрения ребенка.

Е.Д. Демидова в статье «Эмоции и проблемы развития парфюмерии» рассказывает, что в Японии выпускают парфюмерно-косметическне изделия для детей с применением натуральных ароматических продуктов и натуральных эфирных масел. Оформление духов (футляры и флаконы) и их запах повторяют форму и запах цветов. Это позволяет приучать ребенка с детства сопоставлять запахи духов с определенными цветами, учит любить природу, познавать прекрасное. Кроме того, нежные запахи благотворно влияют на настроение ребят, делая их веселыми, жизнерадостными и безмятежными.

Американцы выпускают детские игрушки с запахом. Для кукол, например, разработано около 20 запахов.

Английский издатель детской литературы Поль Хэмлин выпускает книги, иллюстрации которых, если их слегка поцарапать ногтем, издают соответственно рисунку запахи апельсина, вишни, хвои.

В основе этого лежат исследования ученых-психологов, которые утверждают, что дети в возрасте от 2 до 12 лет очень чувствительны к ароматным предметам и что подобные игрушки будут способствовать развитию их воображения.

В игровой ситуации воображение ребенка пользуется конкретными вещами ближайшего окружения как реальными носителями тех функций, которыми их наделяет ребенок; ребенок летит на воображаемом самолете, но реальный стул должен его заменять. Позже игры сменяются мечтами.

В процессе развития роль воображения весьма значительна. Воображение сказывается уже в детских играх; в них же сначала и формируется. Помимо игры, воображение проявляется и формируется и в других видах деятельности ребенка: в конструировании, рисовании, музыке.

Детское воображение, ассоциации, фантазии являются существенной предпосылкой художественного воспитания. Лишенный воображения ребенок мало доступен воздействию искусства, которое в состоянии оказать исключительно глубокое формирующее влияние на внутреннюю жизнь восприимчивого к нему субъекта. Народный артист С. Образцов считает, что именно с ассоциативной фантазии и начинается эстетическое воспитание.

Не последнее место занимает эйдетическая память у детей, свойственная, по утверждению психологов, всем детям.

Эйдетизм - разновидность образной памяти (особенно распространена у художников). Предполагают, что благодаря эйдетической памяти дети легко заучивают огромные стихотворения и целые страницы из учебников. С годами эйдетизм пропадает, только некоторые художники и художественные натуры сохраняют его в себе.

Уже в дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка может достичь относительно значительного богатства и разнообразия, в особенности если воспитание дает для их развития достаточную пищу.

В книге К. Писарева «Жизнь и творчество Тютчева» мы находим такие строки:

«То, что Тютчев по собственному признанию, начал впервые чувствовать и мыслить среди русских полей и лесов имело, несомненно, очень большое значение для его будущего развития как поэта. В частности, когда над землей сгущались сумерки, он любил бродить по молодому лесу вблизи сельского кладбища и собирать душистые ночные фиалки. В тишине, и мраке наступающей ночи их благоухание наполняло его душу «невыразимым чувством таинственности» и погружало в состояние «благоговейной сосредоточенности». В этих прогулках зарождалось то обостренное, проникнутое романтикой восприятие природы, которое станет со временем отличительной особенностью тютчевской лирики».

Как же сильно должно было запечатлеться в мозгу ребенка благоухание скромного лесного цветка - ночной фиалки, если оно могло оказать влияние на черты лирики будущего великого поэта! Непосредственна и сложна психика ребенка. Не случайно известный физиолог X. Хогленд остроумно сказал, что понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры.

Воображение имеет огромное значение в жизни, потому что мечта, создаваемая воображением, стимулирует к деятельности, к активности, к тому, чтобы, представив себе воплощение своей мечты, тем с большей энергией идти к ее воплощению в жизнь, бороться за ее осуществление. Воображение нужно развивать; но, развивая, надо его должным образом формировать.

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Менее всего именно здесь, в развитии эмоциональной стороны личности, приемлемо и допустимо механическое упрощенчество.

Мы не можем согласиться с американцами, что игрушечный гоночный автомобиль должен пахнуть бензином, танкер - нефтью и т.п. Это вызовет резко отрицательные эмоции.

Следует учесть, что дети весьма чувствительны к запахам, поэтому резкие запахи пли сильно надушенные игрушки могут только повредить, перевозбудить нервную систему ребенка. Вместе с тем запахи должны быть легко ощутимы не только вблизи, но и на расстоянии, примерно, 40-50 см, чтобы они не преследовали и не утомляли ребенка после того, как он перестал пользоваться, отдушенным предметом.

Для этого разумно в наших условиях применять вырабатываемые промышленностью духи цветочных запахов.

Парфюмерия и косметика >>>>