Сказки

сказки

В народной словесности всех племен, населяющих земной шар, сказки занимают важнейшее место. Бродячий бушмен в пустынях Южной Африки, самоед на берегах Ледовитого океана, краснокожий охотник и кочевник-киргиз, индус в долине Ганга, мрачный бретонец и наш великорус - все разнородные представители человечества отводят свою душу в сказке и в этом фантастическом мире находят осуществление своих заветных чаяний и идеалов.

Сказка в умственной и нравственной жизни каждого народа является не только продуктом наивной фантазии, выражением известных эстетических потребностей, - её значение гораздо шире и серьезнее.

Среди культурных народов менее образованные слои населения, среди варварских и диких племен все и каждый относятся к сказочным чудесам с глубокою верой.

В народных сказках кроются древнейшие религиозные представления, сохраняется первоначальное народное миросозерцание. В них, как в зеркале, отражаются все материальные условия народного быта, вся духовная жизнь народа и природа, окружающая его.

Сказки, по признанию лучших педагогов, являются для детей незаменимым чтением, как в образовательном, так и в воспитательном отношении; они даже предваряют самое чтение и дают сильнейшие впечатления ребенку в начале пробуждения его сознательной жизни.

Чудесный мир народных сказок отличается безыскусственной, здоровой фантазией и может служить нормальной умственной пищей для детского возраста. Между ребенком и этими произведениями детского наивного творчества существует тесная связь, и в системе воспитания сказки могут считаться первым начальным звеном всей дальнейшей цепи умственного развития подрастающих поколений. Некоторые педагоги, как, например, Гербарт и его последователи, выделили даже сказки в особую область и сделали их предметом изучения в начальной школе.

Кроме общих педагогических соображений, относящихся к народным сказкам в их воспитательном влиянии, следует указать и на значение этнографического собрания сказок в деле пробуждения у детей способности перехода от мира чудесного к более реальному. Благодаря таким сказкам, дети совершенно незаметно приобретают умение распознавать особенности чуждых им народов и сочувствовать страданиям и радостям обитателей отдаленных стран.

При составлении данного сборника приходилось, для удовлетворения требований здравой педагогии, производить самый осторожный выбор сказок. Это в значительной степени осложняло работу: составительница сборника старалась как можно точнее и без всяких прикрас передать весь местный колорит и народный тон каждой сказки.

Некоторые изменения, которые оказались неизбежными, заключались, главным, образом, в устранении всего, что могло бы оскорбить нравственное чувство детей в этих произведениях творчества некультурных людей; удалить все грубое и сохранить наивное представляло в подобной работе весьма значительные затруднения.

Таким образом, сборник под заглавием "Сказки русских инородцев" имеет целью не одну забаву детей, не стремится только доставить новый подбор сказок для легкого чтения, но представляет попытку соединить серьезное с привлекательным; короче сказать - сборник имеет в виду пробудить в читателях общечеловеческие симпатии и укрепить интерес к знанию, к науке.