Ансамбль костюма

Каждый исторический этап в развитии культуры мы воспринимаем через синтез предметной среды и образа человека этой эпохи, а также в значительной степени через ансамбль костюма.

Ансамбль - слово французского происхождения, означает «вместе» (тесная взаимосвязь, неразделенность). Ансамбль костюма обладает особым свойством благодаря строгой взаимоподчиненности его частей выражать наиболее полно образ человека и эпоху. До нас дошли исторические костюмы именно в их ансамблевой завершенности. Ансамбль костюма, выражая определенную историческую эпоху, его культуру, всегда связывал костюм человека с интерьером, средой. Особое значение в ансамбле придается движению, пластике фигуры и жесту.

Ансамбль костюма создается по единому композиционному замыслу, где все его детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому Ансамбль костюма наиболее полно раскрывает образ определенного человека. Для ансамбля характерны многочастность и многослойность, жесткая система взаимосвязи и обязательное одновременное ношение всех его частей.

На протяжении всей своей истории ансамбль костюма постоянно менял свою систему знаковых соотношений, цветовых и фактурных гармоний, геометрических форм и силуэтных линий, но сохранял многослойность.

Связь верхних и нижних слоев одежды с головным убором и украшениями, чулками, обувью, бельем, вплоть до носового платка, была обязательной. Здесь наиболее ярко проявлялся временной признак искусства костюма: сложение образа в сознании зрителя постепенно. Именно эта сторона ансамблевой системы костюма сближает его с музыкальной формой.

В ансамбле костюма одни из видов связей могут приходить в наибольшее взаимодействие, где нерасторжимость элементов является законом. Поэтому ансамбль является не только четким выражением стиля любой эпохи как завершенная система, но одновременно с этим он наиболее полно концентрирует в себе обобщенно-собирательный образ этой эпохи.

Принципы, объединяющие элементы костюма в ансамбль, были различными: утилитарно-функциональный, эстетический, социальный, обрядовый. В зависимости от этого менялась система его элементов и знаков. Кроме этого, обязательность системы ансамбля зависела от социальной значимости функций костюма. Например, костюм короля, жреца, священника в истории обладал исключительно символической знаковостью, а рабочий костюм крестьянина был отмечен предельной утилитарностью. Для ансамблевой системы больше всего характерно решение костюмов для исключительных случаев - парадно-торжественного назначения, свадебные, ритуальные, церемониальные, нарядные.

Все изменения функциональной основы одежды в ансамбле касались других частей костюма: обуви, головного убора.

Если одежда сильно стягивала тело, закрывала шею и руки, доходя снизу до щиколотки, то обувь следовала тем же принципам, свободные же формы одежды требовали такой же свободной и удобной формы обуви, выполненной в едином стиле.

Однако взаимодействие элементов костюма было обусловлено не только его функцией, что объединяло эти элементы и делало их подобными, но также их общим стилем, материалом, конструкцией. Это вызвало необходимость упорядочить схему соединения элементов ансамбля, сделать их взаимообусловленными, гармонически объединить их.

Главным в ансамбле (то есть то, что лежит в основе формы целого костюма) могут быть одежда или обувь, прическа или головной убор, аксессуары. Когда доминантой в костюме становится обувь, одежда приобретает подчиненное значение; в случаях, когда обувь завершает костюм, она только уравновешивает костюм по пластике, массе, цвету, фактуре.

В организации современной системы ансамбля существуют три основных принципа: первый - принцип контраста, подобия нюанса; второй, наиболее распространенный, принцип, который используют художники п построении целой формы или отдельной ее части, - это принцип пластической сопряженности элементов; третий - принцип ритмической сопряженности.

Элементы формы ансамбля могут быть связаны по принципу подобия или контраста, то есть либо все части костюма построены на базе повторения одного элемента, либо они противопоставляются по форме, цвету, материалу, степени объемности, длине, ширине изделия.

Нюанс является промежуточным понятием между подобием и контрастом. В отличие от нюансных сочетаний контраст раскрывается сразу и вызывает, соответствующую реакцию зрителя. Низкое противопоставляется высокому, топкое - массивному, ажурное - монолитному. Контраст направлен на обостренность восприятия формы. Можно повысить выразительность скучной геометрической формы путем контрастных взаимодействий ее внутренних линий, цвета, фактуры.

Однако роль контраста в форме различна: в одних случаях он обусловлен конструктивной основой, в других является средством организации формы, имеет вспомогательное значение. Контраст, являясь активно действующим средством, имеет свои отрицательные свойства, так как быстро вызывает утомление психики, вещь может быстро надоесть при ее частом употреблении. Поэтому контрастными сочетаниями необходимо пользоваться, соблюдая определенную меру, соответствующую назначению вещи; контрастные сочетания чаще используются в изделиях нарядных, остро модных.

Контрастные взаимодействия элементов формы более трудны для гармонизации формы. Контраст может быть выражен через геометрический вид, массу формы, через узлы к ее элементы и, естественно, материал и цвет. Однако при всем многообразии принципов организации ансамбля всегда должна проходить одна или не более двух тем. Может быть тема формы, цвета ткани или фактуры, что является объединяющим началом ансамбля.

Могут быть две темы, когда идет параллельное развитие ритмики цвета и какой-либо формы, тогда одна из тем должна быть более спокойной, подчиненной. Примерами могут служить ансамбли костюмов, созданные по принципу противопоставления форм пластичной трапециевидной и жесткой прямоугольной.

На рисунке представлен ансамбль, построенный по принципу подобия элементов.

Две темы могут идти параллельно, перекликаясь или перекрещиваясь на отдельных участках. (Например, тема печатного белого рисунка на фоне синего льняного полотна и тема строгой геометрической формы, которая ритмически повторяется.) Но важным для ансамбля является сохранение функционального, стилевого и образного единства в костюме для всех его частей.

Рассмотрим принцип пластической сопряженности элементов. Понятие «пластическая связь» заимствовано из области скульптуры, где внимание художника сосредоточено на максимальном выражении развития пластики форм.

С позиции искусства понятие «пластичность» в костюме приобретает характер не только внешней связи, но и выражения внутренних психологических моментов. Пластическая связь характеризуется очень постепенными переходами от одной части к другой. Например, чтобы создать модель обуви, сумки, необходимо проанализировать не только общий образ костюма, но и современную или модную пластику торса, принятую для данною периода, и характер «поведения» формы костюма на человеческой фигуре, их взаимоотношения. Так, если очень сильно затянута талия в костюме и построение костюма осуществляется легкими плавными линиями, обувь приобретает черты изысканной грациозности в области проймы и решается в тех же линиях; ансамбль спортивного характера требует спортивной обуви.

Например, туфля в крокульной части подчиняется тому же изгибу, что и торс в области талии и груди. Отклонение линии, определяющей пластический изгиб фигуры, от вертикальной прямой определяет характер и степень напряжения линии в обуви и сумке.

Пластическая связь особенно проявляется в костюмах нарядного назначения. Зачастую инспирирующими источниками являются в этом случае для художника природные мотивы, особенно цветы. На рисунке показано, как от зарисовки цветка сложной пластической формы художник постепенно приходит к решению вечернего туалета. Вначале - это некоторый хаос линий, затем - их упорядочение и, наконец, насыщение движений этих линий содержанием формы, материала и назначения.

Ритмический принцип организации ансамбля в отличие от пластического предполагает наличие одного-двух элементов, расположение которых в различных ритмических движениях создает своеобразие и единство образного решения. Движение фигуры, ног также подчинено этим ритмам. Понятие ритмического принципа организации ансамбля тесно связано с различного рода видом симметрии; расположение элементов относительно осей симметрии предполагает новые решения.

Например, в 60-е годы XX века вернулись к прямой форме костюма, а затем к укороченному трапециевидной формы короткому платью. От пространственно-пластической формы обратились к форме, построенной на четких ритмах. В этот период особое значение во всем строе костюма приобретают ноги. К коротким одеждам проектируют длинные сапоги или цветные чулки массивной фигурной вязки. Обувь служит началом динамической формы. Головной убор выполняет роль горизонтального «перекрытия» движения формы, создает устойчивость.

Статичная форма носка и каблука с крупными металлическими украшениями способствует утверждению формы «ракеты» этого периода. Брючный костюм середины и конца 60-х годов. может служить в мировой истории женской одежды самым ярким образцом того, когда оформление ног, обуви играло столь важную роль в целом ансамбле костюма. В связи с этим ритмические движения фигуры сосредоточиваются на ногах. Верхняя часть торса остается малоподвижной, ощущается ритм спорта.

Ритмика несколько угловата, что соответствует стилю телодвижения подростка. Каблук приобретает устойчивость, носочная часть начинает соперничать с цельной формой обуви. Объединяющей геометрической формой является прямоугольник в сочетании с трапецией.

Особое значение имеет согласование ансамбля костюма со средой. Он также должен гармонично котрастировать или вписываться в среду по принципу подобия.

Детская одежда