Фактура материала

Фактура - это внешнее проявление структуры ткани. Определенных фактурных эффектов достигают в результате всего процесса образования ткани, начиная с формирования нитей. В зависимости от величины и количества элементов фактуры на единицу площади ткани имеют различную по своей выразительности поверхность.

Крайними пределами в выражении фактуры ткани являются: очень крупный элемент с небольшим количеством этих элементов на единицу площади, тогда ткань воспринимается как рельефная (рельефный бархат); элемент очень мелкий, а количество элементов при этом так велико, что ткань практически воспринимается как гладкая (ткани крепового переплетения).

По характеру поверхности ткани можно подразделить на гладкие, шероховатые, буклированные, рельефные. Внутри каждой группы будут свои подразделения в зависимости от вида переплетения, характера формирования нитей, вида волокна:

  • гладкие - блестящие (равноотражающие)
  • сверкающие (с направленным отражением)
  • матовые (с рассеянным отражением)
  • шероховатые - мелко- и среднезернистые
  • буклированные - средне- и крупнозернистые
  • рельефные - полосатые, рисунчатые

Ткань, таким образом, обладает двумя существенными для художника-модельера характеристиками - конкретными пластическими и фактурными особенностями. Эти характеристики для устоявшихся в практике изготовления одежды тканей являются как бы их символами. Восприятие (даже просто тактильное) одной из них вызывает представление о другой и о ткани в целом.

В организации костюма используют различные по технологическим и пластическим свойствам, фактуре, цвету и рисунку материалы (ткани и трикотаж, пленочные и нетканые материалы). Они подбираются, исходя из назначения костюма в целом и каждой отдельной его части. В этих пределах возможны и контрастные сочетания. И конечно, естественным является подбор тканей очень близких фактур.

Фактурные и пластические свойства формы, так же как ее конфигурация, оказывают влияние на возникновение иллюзий в восприятии целой формы и поэтому должны тщательно учитываться при проектировании одежды на фигуры с отклонениями от среднестандартных размеров.

Цвет как свойство формы