Моделирование одежды из клетчатых тканей

В настоящее время клетчатые ткани занимают значительное место в ассортименте тканей для одежды. Они разнообразны по волокнистому составу, виду переплетения и лицевой поверхности, раппорту рисунка, виду клетки, способу ее нанесения и контрастности.

Основные требования к внешнему виду одежды из клетчатых тканей изложены в ГОСТ 4103-82 «Изделия швейные. Методы контроля качества», ГОСТ 12566-81 «Изделия швейные бытового назначения. Определение сортности» и отраслевых стандартах на различные виды одежды (например, ОСТ 17-240-73, ОСТ 17-551-75, ОСТ 17-167-79). При изготовлении изделий должны быть соблюдены симметричность и правильность направления рисунка в парных деталях, совпадение рисунка в местах соединения деталей, предусмотренных технической документацией.

В процессе моделирования одежды из клетчатых тканей необходимо учитывать особенности рисунка клетки и его расположение в изделии, чтобы наиболее полно выявить художественные качества рисунка. В связи с этим должны быть хорошо продуманы покрой изделия, форма всех его деталей и положение соединительных швов.

Надо учесть, что строгость, геометричность рисунка клетки в какой- то мере ограничивают замыслы художника-модельера. Модели, построенные на сложных асимметричных линиях, с применением драпировок для этого вида ткани совсем неприемлемы.

Особенности рисунка на тканях в клетку лучше всего проявляются при простой композиции платья, ясном силуэте, логичной конструкции, при четкой форме (главным образом прямоугольной) деталей, удачном расположении рисунка и т. д. Поэтому при работе над моделью из клетчатой ткани решение нужно искать в простоте и согласованности всех элементов, участвующих в композиции.

Перед проектированием изделия необходимо проверить, симметричен или несимметричен рисунок клетки, а также установить характер несимметричности (в одном направлении или в двух).

На ткани с симметричным рисунком, полученным чередованием полос, линию симметрии рисунка можно располагать или по центральной линии одного из рядов клеток ткани, или по линии, разделяющей эти ряды.

Ткани с несимметричным рисунком клетки часто бывают интересной расцветки, поэтому при умелом их использовании можно получить красивое изделие. Такие ткани требуют особого внимания при работе с ними, на них также необходимо найти линию, которая условно будет линией симметрии рисунка. Эта центральная линия рисунка ткани должна совпадать с линией симметрии фигуры

На тканях с рисунками, несимметричными только в поперечном и косом направлении, линия симметрии в долевом направлении находится так же, как на тканях с симметричным рисунком. Иногда линию симметрии, или так называемую центральную линию, найти сложно. В этом случае надо ориентироваться на «активные» полосы или сплошные клетки, наиболее выделяющиеся по цвету.

При расположении ткани в косом или полукосом направлении на детали изделия необходимо предусматривать центральный шов. Благодаря этому шву полосы по линии шва сходятся «елочкой», что придает симметричность расположению рисунка и красивый внешний вид изделию.

При моделировании изделий рисунок клетки и полосы часто меняет свое направление благодаря конструктивным линиям, и прежде всего вытачкам.

Ткани с рисунком клетки и полосы могут располагаться в деталях кроя в долевом, поперечном и косом направлениях.

При поперечном направлении рисунка необходимо выбирать такое положение вытачек, с помощью которых можно получить совпадение полос и клеток по всей длине шва в остальных случаях при формировании вытачек следует сохранять рисунок по одной стороне вытачки.

Классическое расположение нагрудной вытачки, идущей в направлении от плечевого среза, характерно для костюмов строгой формы. В жакете по одной стороне такой вытачки, ближе к центральной линии лифа, рисунок клетки сохраняет долевое направление, а по другой стороне вытачки, у проймы, он расположен в косом направлении.

Однако такое расположение вытачки нельзя рекомендовать, если раствор ее очень большой, так как чем больше раствор вытачки, тем больше и отклонение рисунка (его излом), особенно при изготовлении изделия из ткани с несимметричным рисунком клетки. В этом случае нагрудные вытачки лучше закрывать карманами или клапанами или переводить под пройму. Небольшую нагрудную вытачку (в пальто и жакете) можно располагать ближе к линии горловины, чтобы она была скрыта под лацканом.

Внешний вид модели в большой мере зависит от того, проходит ли одна из сторон вытачки по краю определяющей полосы клетки или располагается вдоль интервала между полосами.

На рисунке изображена вытачка под проймой для долевого направления клетки, по линии которой полосы, образующие клетки, совмещаются под тупым углом, вследствие чего преломление рисунка и положение самой вытачки почти незаметны.

В изделиях, плотно прилегающих к фигуре, кроме нагрудных вытачек проектируют вытачки, идущие от линии талии, которые занимают более определенное положение, чем нагрудные. Эти вытачки часто оформляют так, чтобы рисунок клетки создавал «елочку», которая придает стройность фигуре и очень выразительна на ткани, имеющей некрупную клетку с раппортом, не превышающем 2- 3 см.

В изделии из ткани с более крупным рисунком вытачку можно заменить мягкой встречной складкой, что дает возможность использовать ткани с несимметричным односторонним рисунком; в мягкой складке несоответствие рисунка в вытачках менее заметно.

Возможно расположение вытачек по линии талии, при котором рисунок клетки сохраняет долевое направление либо с одной стороны вытачки, направленной к центру лифа, либо с другой стороны вытачки, направленной к боковому срезу. В этих вариантах сильное смещение рисунка вдоль вытачки очень заметно, но допустимо, так как благодаря ему достигается определенная выразительность рисунка в целом.

Вытачки от линии талии могут быть заменены сборками или защипами, которые придают лифу мягкую форму и позволяют при необходимости делать напуск ткани по линии талии.

Рассмотрим несколько вариантов расположения вытачек для косого направления рисунка клетки. На рисунке показана нагрудная вытачка, идущая от линии талии, с помощью которой можно получить совпадение полос, образующих клетки; вытачка остается почти незаметной.

Нагрудные вытачки имеют более сложную форму: они соединяются между собой, переходя в линию шва. Все полосы, образующие клетки, ниже вытачек соединяются по шву под более тупым углом, чем полосы выше вытачек.

Нагрудная вытачка от линии плечевого среза при косом направлении рисунка клетки создает значительное смещение рисунка. Если раствор такой вытачки большой и передняя ее сторона параллельна центральному шву, создается впечатление вставки на лифе.

Нагрудная вытачка может быть переведена на линию горловины. Эта вытачка может быть заменена сборками, выходящими из-под кокеток различной формы. Однако кокетки не рекомендуется применять в изделиях из ткани в крупную клетку.

Нагрудная вытачка может быть перемещена также в рельефный шов, начинающийся от плечевого среза или от среза проймы. Такой шов используют в изделиях прилегающей формы. Такую конструкцию можно рекомендовать для изделий с рисунком в мелкую или среднюю по размеру клетку, при котором несовпадение рисунка, искажение его по линии рельефных швов мало заметно. В изделиях же из ткани в крупную клетку искажение рисунка может быть настолько велико, что все изделие будет иметь вид небрежно сшитого.

На спинке лифа прилегающей формы при отсутствии среднего шва предусматривают вытачки от линии талии. В этом случае рисунок клеток по линии вытачек должен создавать «елочку».

Спинка лифа в платье, блузке, жакете спортивного типа или пальто может быть на кокетке. Если кокетку и спинку выкраивают из ткани с одним и тем же направлением рисунка, для выделения кокетки следует сделать небольшие сборки по спинке, иначе она зрительно сольется со спинкой.

Если кокетку выкраивают в косом направлении, спинку можно делать без сборок. Такую кокетку нужно проектировать из ткани малой растяжимости. Кокетка, выкроенная из ткани большой растяжимости, будет деформироваться при носке, и изделие будет плохо сидеть на фигуре; в этом случае целесообразно предусматривать подкокетку из малорастяжимого материала или дублировать кокетку малорастяжимой прокладкой, имеющей клеевое покрытие.

Наибольшее распространение в женском платье и пальто получили одношовные рукава с долевым и косым направлением рисунка клетки. При каком направлении рисунка клетки на рукавах изделие будет лучше выглядеть, необходимо решить предварительно (при проектировании модели). В любом случае при раскрое необходимо обращать внимание на то, чтобы рисунок клетки в обоих рукавах был расположен симметрично.

Одношовный узкий рукав плотно облегает руку и повторяет ее форму. Для свободы движения по локтевому срезу рукава на уровне локтя проектируют одну или две вытачки. Рукав «фонарик» - это короткий рукав со сборками по окату и нижнему краю. Такой рукав может быть выкроен как при прямом расположении клеток, так и при косом.

Двухшовный рукав применяют в костюмах и пальто. В изделиях из клетчатых тканей чаще всего используют двухшовные рукава двух видов: с передним и локтевым швами и с верхним и нижним швами

В моделях с цельнокроеными рукавами лиф и рукава составляют одно целое - линия проймы отсутствует. На рисунке показан лиф свободной формы покроя кимоно с напуском по линии талии, с нечетко выявленной линией груди. Вместо вытачек излишки ткани сведены под пройму и на участок талии, в связи с чем под проймой и на рукаве образуются глубокие заломы. Плечевой шов отсутствует, так как перед лифа выкроен вместе со спинкой, вследствие чего не нужно подгонять рисунок.

Чаще применяют модели с плечевым швом, по линии которого следует добиваться образования из рисунка клеток или полос «елочки». Этого достигают одинаковым направлением плечевых срезов полочки и спинки относительно рисунка клетки.

В изделиях с цельнокроеными рукавами для удобства поднятия руки предусматривают ластовицы, вставки, форма которых разнообразна.

Не рекомендуется делать больших ластовиц, так как они будут сильно выделяться (рисунок ткани у проймы не совпадает с рисунком клеток ластовицы). Вместо ластовицы применяют вставной бочок, который также обеспечивает свободу движений.

При вставном бочке можно добиться совпадения рисунка в швах, так как он выкраивается, как и перед лифа, в долевом направлении ткани.

Поскольку форма рукава во всех случаях тесно связана с формой платья, блузки или пальто, рукав следует рассматривать не отдельно, как самостоятельную деталь, а вместе с изделием конкретной модели как неотъемлемую часть ее композиции.

В изделиях из клетчатых тканей преобладают воротники классических, строгих форм. Это воротник - стойка, отложной с открытым лацканом, отложной с застежкой до верха, пиджачный, шалька, хомутик.

Юбка и её виды