Комплектная организация одежды

Комплектное построение костюма основывается на соединении отдельных изделий одного назначения и общего стилевого решения.

Очень широко комплектное построение костюма используется в повседневной одежде. В стилевом отношении она может выполняться в классическом, спортивном стилях и стиле фантази, но предпочтение отдается спортивному и классическому стилям, так как они в большей степени обеспечивают человеку собранность и подтянутость в трудовой обстановке.

Согласование изделий в комплекте проходит, прежде всего, по принципу пропорционального соотношения и пластического сопряжения форм.

Пропорциональное отношение длины верхней части комплекта (блузка, свитер) к длине его нижней части (юбка, брюки) может выражаться отношением простых чисел (1/3, 2/3) или иррациональным отношением, получаемым геометрическим построением.

Формы костюма сопрягаются между собой по принципам простого примыкания форм, взаимного пересечения форм друг с другом и зависимости форм, расположенных на расстоянии друг от друга.

Примером простого примыкания форм служат комплекты, состоящие из блузки с юбкой или с брюками, если блузка заканчивается у пояса юбки или брюк, то есть у края одного изделия начинается следующее изделие.

Примером сопряжения частей одежды по принципу взаимного пересечения форм друг с другом служат комплекты, состоящие минимум из трех изделий, например, блузки, брюк и длинного, глухо застегивающегося спереди жилета: края жилета (низ, пройма и горловина) как бы пересекают выходящие из-под него юбку, рукава блузки.

Принцип взаимного пересечения форм друг с другом отражает получившую в наши дни широкое распространение многослойность в одежде.

Зависимость расположенных на расстоянии друг от друга форм лежит в основе соответствия форм обуви и дополнений (сумок, портфелей) формам одежды.

Выбор и утверждение принципа сопряжения форм влияют на степень открытости или замкнутости формы костюма в целом. Простое примыкание форм имеет тенденцию к замкнутому строю костюма. Во взаимном пересечении форм друг с другом заключена достаточно ярко выраженная тенденция к открытому строю костюма.

Само пересечение, пронизывание форм возможны лишь при наличии открытого характера одной из них. Чем больше «воздушные прослойки», тем более возрастает тенденция к получению открытой формы, а при распашном решении изделия достигается полная открытость формы. Многослойное решение современной одежды при относительной самостоятельности каждого изделия демонстрирует нам решение комплекта одежды как открытой формы костюма.

Комплекты одежды проектируются с использованием широкой гаммы пластических свойств материала - они могут быть выполнены из одной ткани, из тканей-компаньонов (тканей одной линейной плотности, но разных структур), из тканей с разным смесовым составом, а также из тканей достаточно контрастных пластических свойств, что зависит от вида волокон, характера пряжи, структуры переплетения, отделки тканей. Это многообразие тканей во много раз увеличивается, если иметь в виду и их рисунок.

Выполнение комплектов в цвете в общем виде проходит по принципам контрастных, родственных или родственно-контрастных сочетаний. Масштаб орнаментального мотива определяется назначением комплекта и значимостью в нем конкретного изделия, на поверхности которого развивается сам орнамент. Плотность орнамента по отношению к полю и его ритмическая организация будут избираться в зависимости от моды и конструктивного строя изделий, составляющих комплект, где конструкция в свою очередь определяется функциональным назначением изделия.

Требование стилевого единства изделий, составляющих комплект, определяет характер остальных изделий. Композиционно это достигается повторением или развитием тех линий, которые были вызваны необходимостью обеспечить утилитарно-практическую функцию. В данном случае, если блузка строилась по чертежу лифа с втачным рукавом и на кокетке, возможно, повторить горизонтальное членение на юбке или брюках, то есть также построить их на кокетке (принцип тождества в решении композиции).

Но можно использовать в юбке вертикальные членения, подчеркнуть их строчкой (принцип контрастного решения). Принцип контрастного противопоставления не безграничен: если в одних свойствах формы использован контраст, то в других - сближенные или тождественные отношения.

Продолжая наш пример, следует сказать о выборе материалов. Если композиция строится на контрасте расположения в изделиях конструктивных линий, материалы должны их объединить. Самым сильным средством окажется цвет. По плотности и пластическим свойствам материалы блузки и юбки будут скорее разными, а вот тональное решение цветового строя такого комплекта сразу же придаст ему характер единого целого.

Комбинируя различные элементы формы, получают многочисленные варианты изделий одного назначения. Существование достаточного разнообразия однородных изделий, их взаимозаменяемость дают возможность выразить индивидуальность человека.

Итак, организация комплекта проводится на принципах сопряжения формы путем пропорционирования и приведения конструкции и пластики форм к стилевому единству. Важным средством в эксплуатации комплекта является возможность заменять его отдельные части.

Составление комплектов одежды из простых элементов промышленного производства проходит аналогично построению пространственных композиций предметной среды и основывается на учете комбинаторики простых форм. Комбинации унифицированных простых элементов (изделий) могут давать большое количество вариаций не только простого, но и сложного многослойного решения, в зависимости от избранного принципа сопряжения форм.

На основании изложенного можно дать определение широко употребляемым терминам.

Комплект - полный набор вещей, выполненных из одного или разных, но сочетающихся материалов (могут быть ткани-компаньоны), имеющих общее назначение и стилевое решение.

Набор - ряд вещей, выполняющих общую функцию; единство материала и стилевого решения не обязательно (набор детского белья, набор инструментов).

Гарнитур - определенный заданный круг вещей, выполняющих общую функцию, выполненных из одного материала, имеющих общее стилевое решение (гарнитур белья, гарнитур мебели, ювелирный гарнитур: ожерелье, серьги, брошь, браслет). Выполняется на одном предприятии.

Пластическая общность форм нескольких комплектов является основой для объединения их в гардероб. Гардероб современного городского жителя складывается из верхней одежды, отвечающей сезонным и климатическим условиям жизни (это стабильная часть гардероба), и достаточно широкого круга изделий, из которых складываются повседневно-деловые, домашние, дорожные, нарядные комплекты (в этих комплектах юбки, брюки, жакеты будут составлять основную стабильную часть, а разнообразные блузки, жилеты, свитеры - мобильную, часто сменяемую).

Таким образом, гардероб - это ряд комплектов, отвечающих определенным социальным и климатическим условиям и образу жизни человека.

Повседневная одежда